RSS - рассылка Информация о выполнении муниципальными районами и городскими округами Соглашений о взаимодействии в области социально-экономического развития на 2008 год

В соответствии с постановлением Администрации края от 16.01.2007 № 19 «Об индикативном планировании социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Алтайского края» второй год подряд заключаются Соглашения между Администрацией края и администрациями муниципальных районов и городских округов в области социально-экономического развития.

В индикативных планах муниципальных образований предусмотрены следующие разделы: индикаторы демографического потенциала и уровня жизни населения, индикаторы развития экономического потенциала, индикаторы состояния местных бюджетов, индикаторы, оценивающие состояние инфраструктуры и социальной сферы.

В 2008 году, исходя из задач федерального и краевого уровня, в Соглашениях в области социально-экономического развития значительно расширен круг индикаторов: введены показатели, отражающие эффективность использования муниципального имущества и земли, действенности муниципальных целевых программ, развития инфраструктуры территорий, введен новый раздел, отражающий уровень развития муниципального управления, усилена социальная направленность индикативных планов. Для решения общекраевых задач, повышения эффективности проводимой политики на муниципальном уровне впервые была применена практика по определению органами исполнительной власти края пороговых значений индикативных планов муниципальных образований.

Заключая Соглашения на 2008 год администрации районов и городов взяли на себя обязательства по основным направлениям социально-экономического развития: росту промышленного и сельскохозяйственного производства, по улучшению уровня и качества жизни населения, повышению инвестиционной привлекательности территорий. Это потребовало от муниципальной власти разработки четких планов действий по достижению запланированных индикаторов.

В целом по итогам 2008 года результаты реализации Соглашений положительные – выполнено большинство запланированных индикаторов, повысилось взаимодействие органов исполнительной власти края с соответствующими службами муниципальных органов власти.

Индикаторы демографического потенциала, оценки уровня жизни населения.

Реализация мероприятий, направленных на стабилизацию численности населения, создание условий для ее роста, повышение качества жизни, укрепление института семьи, повышение доступности и качества медицинских услуг способствовали улучшению демографической ситуации: в 2008 году родилось на 2502 ребенка больше, чем в 2007 году (на 8,8%), в результате, коэффициент естественной убыли населения уменьшился на 0,9 п.п. и составил 2,8%. Самый высокий коэффициент рождаемости среди районов отмечается в Чарышском (17 детей на 1 тысячу населения) и Алтайском районах (16,3), среди городов – в Алейске (14,7). Самые низкие коэффициенты рождаемости сложились в Ельцовском (9,1), Романовском (9,4) и Краснощековском районах (9,9) и г. Яровое (8,9).

Для сохранения положительной динамики рождаемости, снижения смертности населения в крае принята краевая целевая программа «Демографическое развитие Алтайского края» на 2008-2015 годы.

Рост производства в основных секторах экономики, а также меры государственной политики по повышению оплаты труда, увеличению объемов социальных трансфертов в текущем году способствовали сохранению положительной динамики основных индикаторов уровня жизни: реальные денежные доходы жителей края за 2008 год выросли на 12,8% к 2007 году, реальные располагаемые – на 12,1%. Среднедушевой денежный доход составил 9720 рублей.

Основным источником роста доходов населения стало увеличение среднемесячной заработной платы работников организаций края на 23,8%. Наибольший рост заработной платы отмечался в Калманском (на 35,7% к уровню 2007 года), Немецком национальном (на 34,1%) и Усть-Калманском (на 34,5%) районах, в городах Яровом и Камне-на-Оби. Планируемый уровень среднемесячной заработной платы на одного работника выполнен в 10 городах и 55 районах. В то же время в Петропавловском, Суетском, Панкрушихинском, Третьяковском и Шипуновском районах, городе Новоалтайске не достигнут запланированный уровень заработной платы.

Индикаторы развития экономического потенциала. Целенаправленная работа Администрации края, органов местного самоуправления по государственной поддержке промышленных предприятий способствовала сохранению положительных тенденций развития в сфере промышленного производства, увеличению выпуска промышленной продукции на 3,7% к 2007 году.

Увеличение промышленного производства или сохранение положительной динамики на уровне прошлого года наблюдается в 7 городах и 41 районе края. Наибольшего превышения планового значения по индексу промышленного производства добились районы: Бийский, Троицкий, Алейский; города: Змеиногорск и Бийск.

Высокая доля продукции машиностроения в промышленном производстве, снижение покупательской способности и уменьшение заказов на продукцию обусловили невыполнение взятых на себя обязательств по росту промышленного производства городами-лидерами по объемам промышленного производства: Барнаул, Заринск, Новоалтайск.

Неблагоприятные погодные условия в 2008 году (засуха в степных районах края) обусловили снижение производства валовой продукции сельского хозяйства на 5,3% к уровню 2007 года.

Подписывая Соглашения, органы местного самоуправления брали обязательства по стопроцентному использованию пашни. В прошедшем году активизировалась работа органов местного самоуправления по вовлечению в оборот залежных земель: если в 2007 году в 39 районах пашню использовали на 100%, то в 2008 году число территорий возросло до 46.

Валовой сбор зерна в 2008 году составил 3857,5 тыс. тонн (в весе после доработки), урожайность – 11,3 ц/га (ниже прошлого года на 1,9 центнера). Благодаря росту технического перевооруженния сельхозорганизаций, увеличению внесения минеральных удобрений, не произошло значительного снижения урожайности зерновых культур и не допущено больших потерь при уборке урожая. Однако лишь в 30 районах края исполнены обязательства по валовому сбору зерна. В большей степени план перевыполнен в Косихинском и Тюменцевском районах (в 1,5 раза). Невыполнение обязательств допустили традиционно зерновые районы: Алейский, Павловский, Родинский, Романовский, Шипуновский.

В 9 районах края объёмы производства зерна превысили 100 тыс. тонн, в Ребрихинском - около 150 тыс. тонн. В хозяйствах Косихинского, Панкрушихинского районов получено более 16 центнеров с гектара зерновых культур. В 36 районах края урожайность зерновых превысила плановое значение показателя.

Реализация программных мероприятий в области животноводства в рамках Государственной программы и ведомственной целевой программы «Развитие сельского хозяйства Алтайского края» на 2008-2012 годы позволила сохранить положительную динамику в развитии животноводства: во всех категориях хозяйств наблюдается прирост поголовья крупного рогатого скота и овец, увеличение объемов производства (реализации) скота и птицы на убой, молока, продуктивности коров.

Оценивая выполнение взятых обязательств администрациями муниципальных образований по животноводческой отрасли, можно сказать, что большинством территорий пороговые значения выполнены. Во всех категориях хозяйств сохранено поголовье крупного рогатого скота, коров, отмечается рост поголовья свиней (100,1% к уровню 2007 года), овец и коз (103,1%). По поголовью крупного рогатого скота прирост демонстрируют 35 территорий края. По итогам 2008 года прирост продуктивности коров составил 4,2% (3322 кг от 1 коровы).

Благодаря согласованной работе краевых органов власти и органов местного самоуправления активизировалась работа по привлечению инвестиций в сельское хозяйство края. Продолжилось строительство новых животноводческих комплексов, реконструкция и модернизация действующих производств. В 2008 году введены в эксплуатацию птицеводческий комплекс ООО «Алтайский бройлер» в Зональном районе и г. Бийске, животноводческий комплекс КФХ «Функнер» в Немецком национальном районе, животноводческий комплекс ООО «Западное» в Ключевском районе.

Хорошую динамику в 2008 году продемонстрировали инвестиции в основной капитал. Общий объем инвестиций в основной капитал за 2008 год составил 55,7 млрд. рублей, или 106,7 %. Значительно выросли инвестиции в основной капитал в Каменском (в 7,7 раза), Ребрихинском (в 2,8 раза), в Зональном (в 2,4 раза) районах, городах Славгороде (в 2,1 раза), Алейске (в 1,8 раза) и Новоалтайске (в 1,6 раза). В числе первых в рейтинге муниципальных образований по инвестициям в основной капитал на душу населения за 2008 год: Каменский район – 112,7 тыс. рублей, Ключевский – 34,8 тыс. рублей, Зональный район – 34,4 тыс. рублей, г. Белокуриха - 33,1 тыс. рублей, г. Барнаул –37,2 тыс. рублей.

Работа органов исполнительной власти края совместно с органами местного самоуправления городов и районов края по активной политики занятости обусловила улучшение ситуации на рынке труда: в 2008 году численность официально зарегистрированных безработных уменьшилась на 19,3 тыс. человек, или на 31,4% ниже уровня 2007 года. Снижение безработицы отмечалось во всех территориях края. Уровень регистрируемой безработицы к общему количеству граждан в трудоспособном возрасте на начало 2009 года по краю составил 2,6%, что на 1,2 п.п. ниже уровня по состоянию на 01.01.2008. Наиболее высокий уровень регистрируемой безработицы среди городов (более 4%) зафиксирован в городах: Славгороде, Яровом, самый низкий – в г. Барнауле. В сельской местности уровень регистрируемой безработицы составил 4,2%. Во всех территориях края выполнены обязательства по снижению уровню безработицы.

Индикаторы состояния местных бюджетов. По итогам 2008 года исполнение муниципальными районами и городскими округами бюджета характеризуется положительной динамикой. Основные мероприятия были направлены на выполнение планового задания по налоговым и неналоговым доходам, предусматривающим мобилизацию имеющихся резервов и возможностей муниципальных бюджетов. Темп роста налоговых и неналоговых доходов бюджетов территорий края – 120%. Наибольшая динамика налоговых и неналоговых доходов отмечена в Кытмановском и Новичихинском районах (более чем в 1,5 раза), в городах Рубцовске, Славгороде и Змеиногорске. В 10 городах и 57 районах темп роста налоговых и неналоговых доходов превысил уровень, зафиксированный в Соглашениях о взаимодействии в области социально-экономического развития на 2008 год. Доля налоговых и неналоговых доходов в доходной части бюджетов увеличилась на 3 процентных пункта к уровню 2007 года и составила 37%.

Темп роста налоговых доходов бюджетов муниципальных образований края составил 124% к 2007 году, наибольшие темпы роста достигнуты в Славгородском, Суетском, Зональном, Рубцовском районах, наименьшие - в Заринском районе. К уровню 2007 года отмечается увеличение поступления налогов на совокупный доход - на 36%, налога на доходы физических лиц -на 28%. На рост поступления НДФЛ существенное влияние оказала проводимая работа по легализации заработной платы, а также активизация деятельности по регулированию ее выплаты и погашению задолженности.

Заключая Соглашения органы местного самоуправления брали на себя обязательства по снижению просроченной кредиторской задолженности бюджета, по итогам 2008 года она снижена на 185,5 млн. рублей. В 7 районах и 4 городах отсутствует задолженность или она полностью погашена.

Индикаторы инфраструктурного потенциала. Ввод жилых домов за счет всех источников финансирования в 2008 году составил 631,9 тыс. кв. метров, темп роста объемов ввода жилья – 105,6%. На сельскую местность приходится более 30% общего ввода по краю. По сравнению с 2007 годом увеличили ввод жилья 34 района и 7 городов края. Высокие темпы по вводу жилья в Зональном, Славгородском, Смоленском, Солтонском и Третьяковском районах и городах Яровое, Славгород. В 38 районах и 3 городах ввод жилья на 1000 жителей превысил значения показателя, зафиксированного в Соглашениях на 2008 год. Наибольшее невыполнение отмечено в Родинском и Угловском районах, городах Змеиногорске и Яровом.

Увеличение реальных денежных доходов населения создало благоприятные предпосылки для развития сферы потребительского рынка. Оборот розничной торговли в сопоставимых ценах вырос на 12% и достиг по итогам 2008 года 172 млрд. рублей. Наибольшие значения показателя по городам: Барнаул (143,0 тыс. руб.), Белокуриха (95,4 тыс. руб.). Среди муниципальных районов товарооборот на душу населения значительно увеличился в Тальменском, Поспелихинском, Родинском, Кулундинском районах. Во всех муниципальных районах и городских округах по итогам 2008 года наблюдался рост розничного товарооборота. В Быстроистокском, Ельцовском и Славгородском районах не достигнут запланированный рост оборота розничной торговли. В 2008 году продолжилась положительная динамика роста показателей сферы платных услуг, оказываемых населению края: их объем по отношению к прошлому году увеличился в сопоставимых ценах на 10,7%.

Индикаторы развития социальной инфраструктуры. С положительной динамикой развивалась социальная сфера края: наблюдался рост обеспеченности населения объектами социальной инфраструктуры, улучшилась материально-техническая база учреждений здравоохранения, образования.

Реализация мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье», краевых целевых программ позволили здравоохранению края перейти на качественно новый уровень: поликлиники края оснащаются современным медицинским оборудованием, позволяющим проводить широкий спектр исследований и выявлять болезни на ранней стадии. Результатом этих мероприятий стало существенное снижение времени ожидания диагностических обследований с 7 до 2-3 дней, на селе очередность практически отсутствует.

С учетом медико-географических особенностей края, а именно чрезвычайно разветвленной сети сельского муниципального здравоохранения, особая значимость придается пополнению и обновлению автопарка лечебных учреждений. Обновление парка санитарных автомобилей позволило снизить время прибытия бригад и в целом ожидания «скорой».

Важным результатом реализации проекта является улучшение ситуации с кадровым обеспечением первичного звена здравоохранения: участковой службы, службы скорой помощи и ФАПов.

В системе образования края наблюдаются положительные изменения: обновляется материально-техническая база школ, внедряется и распространяется передовой опыт инновационных учебных учреждений и лучших учителей, информатизации образовательного процесса.

В целях снижения неэффективных расходов бюджета в 2008 году продолжилась оптимизация сети образовательных и медицинских учреждений.

В целом по итогам 2008 года результаты реализации Соглашений положительные: наблюдался рост промышленного производства, поголовья скота, производства продукции животноводства, улучшилось финансовое положение организаций, сократился уровень официально зарегистрированной безработицы, продолжился динамичный рост заработной платы и основных показателей потребительского рынка, повысилось взаимодействие органов исполнительной власти края с соответствующими службами муниципальных органов власти.

На текущий момент, с учетом оценки показателей эффективности работы органов исполнительной власти, органов местного самоуправления сформированы показатели индикативного плана муниципальных образований на 2009 год, совместно с органами исполнительной власти определены пороговые значения индикаторов.

По итогам 2008 года впервые будут определены муниципальные районы и городские округа достигшие наилучших показателей Соглашений о социально-экономическом развитии. По итогам 2008 года 3 городским округам и 5 муниципальным районам будут выделены дополнительные финансовые средства из краевого бюджета, также им будет предоставлена возможность превысить годовой фонд заработной платы муниципальных служащих на 1/12.


Дата публикации 24.04.2009