RSS - рассылка Социально-экономическое развитие муниципальных образований Алтайского края в 2005- 2007 годах

Алтайский край расположен на юге Западной Сибири. Территория края составляет 168 тыс. кв. км, это 1% территории России или 3,3% территории Сибирского федерального округа. Численность населения[1] - 2508,5 тыс. человек (1,8% населения страны или 13% населения округа); 46,4% населения – сельское (в среднем по СФО – 29%, по России – 27%).

В административном отношении Алтайский край разделен на 12 городских округов и 60 муниципальных районов. По числу городских округов и муниципальных районов край занимает первое место в России, а по числу муниципальных образований поселенческого уровня (723) – третье. Наиболее крупными населенными пунктами являются города: Барнаул, Бийск, Рубцовск - в которых проживает практически 40% населения края.

Отличительной чертой края является значительная неоднородность районов: по занимаемой площади – от 1,1 тыс. км2 (Суетский) до 6,9 тыс. км2 (Чарышский); по численности населения - от 7,3 тыс. человек (Ельцовский) до 49,3 тыс. человек (Первомайский, Тальменский районы); по плотности населения – от 2 человек на 1 км2 (Чарышский) до 19,1 человек на 1 км2 (Павловский район); по количеству составных территориальных единиц местного самоуправления, т.е. «низовых» - сельских администраций – от 6 (Суетский) до 23 (Шипуновский).

В Алтайском крае наблюдается достаточно высокий уровень дифференциации социально-экономического развития городов и районов: значительны различия по объему инвестиций на душу населения, по величине денежных доходов, бюджетной обеспеченности населения. Учитывая аграрно-индустриальную специализацию Алтайского края, существенны различия в объемах производства промышленной и сельскохозяйственной продукции на душу населения. Специализация экономики городов в основном индустриальная – на города приходится около 85% всего промышленного производства края. Среди городов лидеры промышленного производства: Барнаул, Бийск, Новоалтайск, Заринск, Рубцовск. Города Барнаул, Бийск являются многопрофильными городами. Города Новоалтайск, Заринск и Алейск относятся к монопрофильным городам, с преобладанием в объемах производства одного направления: для Заринска – производство кокса (ОАО «Алтайкокс» обеспечивает 95% объема отгруженной промышленной продукции), Новоалтайска – железнодорожное машиностроение, Алейска – пищевая и перерабатывающая промышленность. Наиболее индустриально развитые районы края - Благовещенский, Михайловский, Ребрихинский, Бийский и Зональный. В структуре экономики муниципальных районов доминирует сельское хозяйство. Территориями-лидерами по объемам производства сельскохозяйственной продукции являются Павловский, Первомайский, Бийский, Шипуновский районы. Уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал обусловили развитие в крае туристических центров: города-курорта федерального значения Белокуриха, Алтайского, Курьинского, Завьяловского районов, города Яровое.

За последние два года социально-экономическое развитие края характеризуется устойчивыми тенденциями экономического роста: наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось финансовое положение предприятий, сократился уровень официально зарегистрированной безработицы, продолжился динамичный рост заработной платы и основных показателей потребительского рынка.

Развитие региона напрямую зависит от экономики входящих в него муниципальных образований. Исходя из сложившейся социально-экономической ситуации сформировано 5 групп муниципальных районов (городских округов) в зависимости от уровня развития экономики и социальной сферы: с относительно высоким уровнем развития, с развитием выше среднего, со средним уровнем развития, с развитием ниже среднего и с относительно низким уровнем развития.

Различия в структуре экономики обусловили проведение отдельного рассмотрения городских округов и муниципальных районов края.

За два года в территориальном разрезе наблюдается рост числа муниципальных образований со средним и выше среднего уровнем развития (рисунок 1): если в 2005 году к этой категории относилось 34 района и 5 городов (55% всех муниципальных образований), то по итогам 2007 года – 38 районов и 5 городов (61%).

Рисунок 1


Единственным городским округом, с относительно высоким уровнем развития, является г.Заринск. Лидирующие позиции городу на протяжении ряда лет обеспечивает стабильная работа градообразующего предприятия, значительный рост инвестиций в основной капитал (в 2006 году ввод в эксплуатацию пятой коксовой батареи), высокий уровень жизни населения.

По итогам 2007 года к группе с уровнем развития выше среднего относились такие крупные промышленные центры, как г.Барнаул, г.Алейск, г.Новоалтайск, а также город-курорт Белокуриха. На долю их долю приходится около 80% произведенной промышленной продукции городами края, осваивается около 85% капитальных вложений. Города этой группы отличает относительно развитая рыночная инфраструктура, и более высокий, чем в других муниципальных образованиях, уровень жизни населения. За последние два года города с уровнем развития выше среднего упрочили свои позиции - вырос их вклад в развитие экономики городов и края в целом.

В группу с относительно высоким уровнем развития (среди муниципальных районов) вошли Благовещенский, Поспелихинский, Рубцовский, Ключевский, Павловский и Советский районы. В районах этой группы проживает 167 тыс. человек (14% населения, проживающего в районах). На их долю приходится почти 30% промышленного производства, 14% производства сельскохозяйственной продукции (рисунок 2). В среднем на одного жителя данной группы производится 49,6 тыс. рублей промышленной продукции (что в 2 раза выше, чем в среднем по районам края), 48,2 тыс. рублей сельскохозяйственной продукции (на 5% выше). За 2007 год территориями этой группы направлено инвестиций в основной капитал в размере более 2,3 млрд. рублей (почти 22% капитальных вложений освоенных районами края). Около 20% налоговых доходов местных бюджетов районов собирается в этих 6 территориях, здесь же формируется более 25% прибыли прибыльных крупных и средних организаций всех районов. Высокий уровень жизни населения (денежные доходы на 25% выше, чем в среднем по районам края) способствовал притоку населения в районы этой группы (за 2007 год миграционный прирост составил 567 человек). Наблюдается тенденция роста вклада территорий данной группы в производство и рост благосостояния населения районов края.

Рисунок 2

За последние два года возросло число территорий со средним и выше среднего уровнем развития экономии и социальной сферы: если по итогам 2005 года на эти две группы приходилось 29 районов и 3 города, то в 2007 году - 32 района и 4 города.

Вместе с тем, за два последних года наблюдается тенденция увеличения числа территорий с низким уровнем развития, что свидетельствует о росте диспропорций в развитии экономики и социальной сферы: с 4 территорий в 2005 году до 8 территорий в 2007 году. По итогам 2007 года в районах данной группы проживало около 100 тыс. человек[2] (8,2% населения, проживающего в районах). Несмотря на рост числа территорий в этой группе доля производства промышленной продукции предприятиями снизилась с 5,5% до 4,2%. В районах с низким уровнем развития наблюдается рост безработицы (более 11% численности безработных приходится на районы данной группы). Низкий уровень жизни населения (денежные доходы населения на 20% ниже, чем в среднем по районам края), напряженная ситуация на рынке труда способствуют миграционному оттоку населения (по итогам 2007 годы миграционная убыль по группе составила 600 человек, которая выросла относительно уровня 2005 года (337 человек). При этом районы этой группы обладают потенциалом для повышения уровня социально-экономического развития: развитие традиционных видов экономической деятельности – молочное скотоводство, льноводство, лесное хозяйство (Залесовский район), рыбоводство, животноводство (Бурлинский район), добывающей промышленности – добыча бурого угля (Солтонский район), так и «новых» отраслей (туристического бизнеса).

За 2005-2007 годы наиболее динамично развивались такие территории, как Змеиногорский, Курьинский и Поспелихинский районы, чему способствовал значительный рост инвестиций в основной капитал, ввод новых мощностей, модернизация действующих производств. Активное освоение природных ресурсов (в 2007 году введен в эксплуатацию Зареченский рудник), рост инвестиций в основной капитал способствовали развитию Змеиногорского района, который значительно улучшил позиции в рейтинге районов края: если в 2005 году район занимал 34 место и входил в группу со средним уровнем развития, то по итогам 2007 года уровень развития территории характеризовался как выше среднего (это 9 место среди районов края). За 2 года ощутим рост экономики в Курьинском районе: прирост промышленного производства за 2006-2007 годы составил 57% (значительный рост производства муки, увеличение производства на Камнерезном заводе, Горно-Колыванском лесхозе, Курьинском ДРСУ) обусловил улучшение рейтинга по экономическому потенциалу на 19 позиций; ввод новых рабочих мест, снижение безработицы, рост денежных доходов населения переместили район с 34 на 20 место в рейтинге по трудовому потенциалу; значительно изменились позиции района по уровню социального благополучия (с 45 в 2005 на 25 в 2007), чему способствовало развитие потребительского рынка (коэффициент потребительского рынка вырос в 1,8 раза), рост рождаемости и снижение смертности. Практически по всем направлениям социально-экономического развития за два года улучшил свои позиции Поспелихинский район, чему способствовало наращивание выпуска продукции ООО «Алтайкабель», рост производства изделий из дерева, мясных консервов, товарной пищевой рыбной продукции, сыров жирных.

За два года значительно потеряли свои позиции: Немецкий национальный район (в 2005 году район входил в группу с относительно высоким уровнем развития и занимал 3 место, а по итогам 2007 года район занял 8 место, уровень развития характеризовался как выше среднего) в основном за счет снижения объемов промышленного производства на 23,8% (ООО «Александрон», ООО «Брюкке»), инвестиций в основной капитал; Романовский район (с 12 места по итогам 2005 года перемесился на 22 место в 2007 году) за счет низких темпов заработной платы в сельском хозяйстве, низкой инвестиционной активности организаций района.

В ходе проведенного анализа не прослеживается зависимость уровня развития территории от его географического местоположения, так районы одной группы расположены в различных природно-климатических зонах, не имеют притяжения к определенным территориям (крупным городам). Несмотря на высокий уровень развития административного центра края (г. Барнаул) – экономика города, оказывает недостаточное, по-нашему мнению, влияние на развитие близлежащих территорий (слабый агломеративный эффект): вблизи города находятся Калманский, Косихинский, Троицкий районы с уровнем развития ниже среднего. Создание Барнаульской агломерации придаст новый толчок в развитии территории вблизи города Барнаула, способствует распространению достигнутого экономического роста на близлежащие территории (приложение 1).

В то же время для всех районов с относительно низким уровнем развития характерна значительная удаленность от административного центра края – это Славгородский, Угловский, Солтонский, Залесовский, Крутихинский районы, занимающие периферийное положение. Данные районы требуют пристального внимания как в плане развития инфраструктуры, так и в плане развития производств, в том числе для реализации продукции и услуг на инорегиональных рынках.

При анализе сложившейся за последние три года социально-экономической ситуации в ряде муниципальных образованиях можно сделать вывод о необходимости оптимизации административно-территориального деления края, в частности городов и прилегающих к ним районов. Уже сейчас функционирует единое хозяйственное, информационное, инфраструктурное пространство, искусственно разделенное управленческим барьером. Объединение городов с близлежащими районами сформирует единое экономическое пространство, будет способствовать комплексному развитию новой территории, повысит обеспеченность сельского населения объектами социальной сферы. «Новые» районы значительно улучшат свои позиции в рейтинге муниципальных районов по уровню социально-экономического развития.

В Алтайском крае, в силу его географических масштабов, высоки предпосылки внутренней неоднородности в экономическом развитии. Поскольку финансовые возможности муниципальных образований различаются вследствие сложившейся структуры экономики, территориальная политика региональных властей должна строиться на выравнивании существующих диспропорций.

В крае накоплен определенный опыт поддержки территорий с низким уровнем развития: в 2002-2005 годах реализовывались программы по стабилизации ситуации в Ельцовском районе (постановление Администрации края от 21.10.2002 № 551), Солтонском районе (постановление Администрации края от 21.05.2001 № 318). Несмотря на оказанную государственную поддержку, социально-экономическое развитие территорий по-прежнему остается ниже среднего. Таким образом, направление дополнительных финансовых средств на поддержку проблемных территорий позволяет поддерживать минимально приемлемые условия жизни населения, но не предполагает условий для качественного развития. Должен быть сделан акцент на комплексное развитие территорий края, использование их потенциала, улучшение их инвестиционной привлекательности.

В 2007 году сделаны первые шаги по переходу к новому уровню взаимодействия между региональной и муниципальной властью, выстраиванию механизмов контроля за процессами, происходящими в экономике, трудовой и социальной сферы территорий. Ключевым инструментом государственного регулирования проблемы преодоления внутренних диспропорций социально-экономического развития является стратегическое планирование и программирование.

В 2007 году разработана Стратегия Алтайского края до 2025 года, в которой исходя из современного социально-экономического состояния муниципальных образований, уровня развития дорожной и транспортной инфраструктуры определены 5 условных региональных округов: Центральный, Столичный, Западный, Южный и Юго-Восточный, сформулированы перспективные направления развития каждой зоны, позволяющие по максимуму использовать имеющийся потенциал территорий. Во всех территориях края разработаны Комплексные программы развития до 2017 года, в которых определены точки экономического роста, цели и задачи развития муниципальных образований на ближайшие 10 лет. Механизмом реализации основных направлений комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований являются ежегодно разрабатываемые планы действий администраций муниципальных образований, которые включают конкретные мероприятия по достижению запланированных индикаторов социально-экономического развития и сроки их реализации.

На краевом уровне эффективным инструментом являются ведомственные и краевые целевые программы, в которых, начиная с 2007 года, значительно усилена территориальная составляющая.

Выводы:

1. За 2005-2007 годы наблюдается рост числа территорий с уровнем развития экономики и социальной сферы выше среднего, при этом также растет число муниципальных образований с крайне низким уровнем развития.

2. Существующее административно-территориальное деление отдельных муниципальных образований усложняет хозяйственные, экономические связи организаций, увеличивает нагрузку на бюджеты в части содержания социальной сферы, при этом качество предоставляемых услуг низкое, в том числе за счет слабой материально-технической базы.

С целью снижения диспропорций в развитии муниципальных образований необходимо акцентировать внимание на комплексном развитии территорий, использовании их потенциала в рамках адресной инвестиционной программы, краевых и ведомственных целевых программ. Необходимо рассмотреть возможность разработки зональных комплексных программ.



[1] на 01.01.2008

[2] На 01.01.2008