RSS - рассылка Социально-экономическое развитие муниципальных образований края в 2008 году

Алтайский край сегодня по числу городских округов и муниципальных районов край занимает первое место в России, а по числу муниципальных образований поселенческого уровня – третье.

Отличительной чертой края является значительная неоднородность районов: по занимаемой площади – от 1,1 тыс. км2 (Суетский) до 6,9 тыс. км2 (Чарышский); по численности населения - от 5,5 тыс. человек (Суетский) до 49,9 тыс. человек (Первомайский, Тальменский районы); по плотности населения – от 2 человек на 1 км2 (Чарышский) до 20 человек на 1 км2 (Павловский район); по количеству составных территориальных единиц местного самоуправления, т.е. «низовых» - сельских администраций – от 6 (Суетский) до 23 (Шипуновский).

Необходимость комплексного подхода к территориальному развитию, поиск внутренних резервов и источников экономического роста в муниципалитетах края потребовали разработки методики оценки уровня комплексного развития муниципальных образований, которая была утверждена постановлением Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края от 29.09.2008 № 31.

Методикой были установлены основные положения, принципы, система показателей и алгоритм оценки уровня комплексного развития муниципальных районов и городских округов края. Различия в структуре экономики обусловливают проведение отдельного рассмотрения городских округов и муниципальных районов края.

Источниками информации для проведения оценки служат данные официальной и ведомственной статистики, оценки экспертов.

По итогам комплексной оценки производится отнесение муниципальных районов (городских округов) к установленным группам:

- с относительно высоким уровнем развития;

- с уровнем развития выше среднего;

- со средним уровнем развития;

- с уровнем развития ниже среднего;

- с относительно низким уровнем развития.

За последние три года социально-экономическое развитие края характеризуется устойчивыми тенденциями экономического роста: наблюдается рост промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось финансовое положение предприятий, сократился уровень официально зарегистрированной безработицы, продолжился динамичный рост заработной платы и основных показателей потребительского рынка.

В территориальном разрезе за указанный период наблюдается рост числа муниципальных образований со средним и выше среднего уровнем развития: если в 2005 году к этой категории относилось 36 районов и 5 городов (58% всех муниципальных образований), то по итогам 2008 года – 40 районов и 6 городов (64%).

Единственным городским округом, с относительно высоким уровнем развития (на протяжении ряда лет) является г. Заринск. Лидирующие позиции городу обеспечивает стабильная работа градообразующего предприятия, высокий уровень жизни населения.

По итогам 2008 года к группе с уровнем развития выше среднего относились такие крупные промышленные центры, как г. Барнаул, г. Новоалтайск, а также город-курорт Белокуриха. На их долю приходится около 55% произведенной промышленной продукции городами края, осваивается более 75% капитальных вложений. Города этой группы отличает относительно развитая рыночная инфраструктура, и более высокий, чем в других муниципальных образованиях, уровень жизни населения. За 2005-2008 годы города с уровнем развития выше среднего упрочили свои позиции - вырос их вклад в развитие экономики городов и края в целом.

В группу с относительно высоким уровнем развития (среди муниципальных районов) вошли Благовещенский, Поспелихинский, Рубцовский, Ключевский, Каменский и Советский районы. В районах этой группы проживает около 140 тыс. человек (12% населения, проживающего в районах). На их долю приходится около 25% промышленного производства, около 12% производства сельскохозяйственной продукции. В среднем на одного жителя данной группы производится 65,2 тыс. рублей промышленной продукции (что в 2,2 раза выше, чем в среднем по районам края), 55,5 тыс. рублей сельскохозяйственной продукции. За 2008 год территориями этой группы направлено инвестиций в основной капитал в размере более 3,6 млрд. рублей (более 22% капитальных вложений освоенных районами края). Свыше 20% налоговых доходов местных бюджетов районов собирается в этих 6 территориях, здесь же формируется около 25% прибыли прибыльных крупных и средних организаций всех районов. Также для районов группы характерен достаточно высокий уровень жизни населения: денежные доходы на 20% выше, чем в среднем по районам края.

Вместе с тем, за три последних года наблюдается тенденция увеличения числа территорий с низким уровнем развития, что свидетельствует о росте диспропорций в развитии экономики и социальной сферы: с 4 территорий в 2005 году до 5 территорий в 2008 году. По итогам 2008 года в районах данной группы проживало 41 тыс. человек[1] (3,5% населения, проживающего в районах). Для районов с низким уровнем развития характерен низкий уровень жизни населения (денежные доходы населения на 25% ниже, чем в среднем по районам края), что способствует миграционному оттоку населения (по итогам 2008 года миграционная убыль по группе составила около 400 человек). При этом районы этой группы обладают потенциалом для повышения уровня социально-экономического развития: развитие традиционных видов экономической деятельности – мясомолочное скотоводство (Красногорский район), рыбоводство, животноводство (Бурлинский район), добывающей промышленности – добыча бурого угля (Солтонский район), так и «новых» отраслей (туристического бизнеса).

За 2005-2008 годы наиболее динамично развивались такие территории, как Каменский, Алтайский районы, чему способствовал значительный рост инвестиций в основной капитал, ввод новых мощностей, модернизация действующих производств. Рост инвестиций в основной капитал, увеличение объемов сельскохозяйственного производства способствовали развитию Каменского района, который значительно улучшил позиции в рейтинге районов края: если в 2005 году район занимал 40 место и входил в группу с уровнем развития ниже среднего, то по итогам 2008 года уровень развития территории характеризовался как высокий (это 3 место среди районов края). Практически по всем направлениям социально-экономического развития за два года улучшил свои позиции Алтайский район, чему способствовало развитие туристической деятельности в районе, рост уровня жизни.

За три года значительно потеряли свои позиции: Третьяковский район (в 2005 году район входил в группу с развитием выше среднего и занимал 19 место, а по итогам 2008 года район занял 37 место, уровень развития характеризовался как средний) в основном за счет снижения объемов промышленного производства, невысоких темпов заработной платы; Косихинский район (с 32 места по итогам 2005 года перемесился на 47 место в 2008 году) за счет уменьшения выпуска промышленной продукции (ОАО «Овчинниковский мясокомбинат»), невысоких темпов роста заработной платы в сельском хозяйстве, слабой инвестиционной активности организаций района.

При анализе сложившейся за последние три года социально-экономической ситуации в ряде муниципальных образований можно сделать вывод о необходимости оптимизации административно-территориального деления края, в частности городов и прилегающих к ним районов. Уже сейчас функционирует единое хозяйственное, информационное, инфраструктурное пространство, искусственно разделенное управленческим барьером. Объединение городов с близлежащими районами сформирует единое экономическое пространство, будет способствовать комплексному развитию новой территории, повысит обеспеченность сельского населения объектами социальной сферы.

В 2008 году начат процесс оптимизации территориального устройства края, так в 2008 году были объединены ряд сельский поселений, также после проведения всех обязательных юридических процедур образовано новое муниципального образование «Змеиногорский район» путем объединения города Змеиногорска и Змеиногорского района, что позволило «новой» территории значительно улучшить свои рейтинговые позиции. Если в 2006-2008 годах город Змеиногорск и Змеиногорский район занимали последние места в рейтинге соответственно городов и районов края, то по итогам 9 месяцев 2009 года объединенный Змеиногорский район по основным показателям социально-экономического развития входит в тридцатку лучших территорий края.

В Алтайском крае, в силу его географических масштабов, высоки предпосылки внутренней неоднородности в экономическом развитии. Поскольку финансовые возможности муниципальных образований различаются вследствие сложившейся структуры экономики, территориальная политика региональных властей должна строиться на выравнивании существующих диспропорций.

В 2009 году во исполнение поручения Губернатора Алтайского края А.Б. Карлина принято постановление Администрации края от 03.09.2009 № 383 «О внедрении предметно-зонального (проблемно-объектного) метода государственного управления». Постановлением определены 7 управленческих округов, каждый из которых закреплен за заместителем Губернатора Алтайского края. Это позволит создать в крае действенную систему мониторинга социально-экономической ситуации в территориях края.

Таким образом, оценка комплексного социально-экономического развития является действенным инструментом диагностики, позволяющим понять место каждого района и города на экономической карте края, сопоставить темпы развития муниципальных образований и Алтайского края, оценить эффективность мер, предпринимаемых органами местного самоуправления по реализации социально - экономической политики.



[1] На 01.01.2009



Дата публикации 11.12.2009