RSS - рассылка "Ваше дело", №2 (22.01.2007), "По плохой дороге в Горную Колывань никто не поедет". Михаил Щетинин о новой программе развития туризма в Алтайском крае"

22.01.2007

"Ваше дело", №2 (22.01.2007), "По плохой дороге в Горную Колывань никто не поедет". Михаил Щетинин о новой программе развития туризма в Алтайском крае"

Наша встреча с начальником Главного управления экономики и инвестиций (ГУЭИ) администрации Алтайского края Михаилом ЩЕТИНИНЫМ состоялась в самом конце декабря. Поводом для нее стал проект программы по развитию туризма, которую сейчас разрабатывает ведомство Михаила Павловича. Турбизнес уже не раз упрекал Щетинина, что проект не выносят на широкое обсуждение, а также задавал немало других вопросов. Поэтому беседу мы изначально решили ограничить темой туризма.

Разговор с руководителем ГУЭИ начался неожиданно: «Вот программа, демонстрирую, она есть. Но пока показывать не буду», - сказал он. О том, почему содержание документа является тайной, а также о своем видении будущего отрасли отдыха, Михаил Щетинин рассказал в интервью «ВД».

Бума сразу не ждите

- Почему не буду показывать программу? Потому что в связи с победой Алтайского края в конкурсе на создание ОЭЗ туристско-рекреационного типа изменились масштабы финансирования. В первую очередь - федерального. Добавилось и то, что край будет организовывать на своей территории игорную зону. Это тоже дополнительные бюджетные вливания. Важно также, что край подготовил проект создания курортно-рекреационной местности на территории четырех районов и Белокурихи. И мы в течение 2006 года работали над программой, пытаясь всю инфраструктурную составляющую во всех районах края свести воедино. Так, чтобы программа была не столько проектом культуры, сколько экономики.

- То есть документ предусматривает экономические предпосылки для развития туризма в крае?

- Да, чтобы бизнес мог прийти на территорию, где уже есть инфраструктура. Потому что зачастую у нас туризм развивается таким образом – приходит фирма, строит места проживания, после этого начинает кричать: «А где все остальное? Где электроэнергия, канализование, водоснабжение?» И ей дополнительно приходится вкладывать достаточно много средств для того, чтобы пришел потенциальный потребитель. Мы бы хотели развернуть все до наоборот - чтобы край поддержал туризм именно в части развития инфраструктурной составляющей.

- Не получится ли тогда некий перекос в развитии туризма в крае? Я имею в виду, что сейчас речь идет прежде всего о «Бирюзовой Катуни», тогда как ранее было выделено 10 территорий, где должна развиваться отрасль.

- Мы постараемся сделать так, чтобы перекосов не было. Доказательство тому - в 2007 году в бюджете края предусмотрены необходимые средства для Солонешенского района. Это 1,6 млн. рублей. Да, многие говорят, что это надо было делать раньше. Но как-то упускают, что территориальное зонирование проведено в Чарышском и Алтайском районах, и оно финансировалось из бюджета. Добавлю также, что туристического бума во всех остальных районах да и в самой зоне пока не будет. Я уже говорил, что мы должны выстроить инфраструктуру. По плохой дороге в Горную Колывань никто не поедет. Я прав?

- Правы. Так дорога в Горную Колывань будет?

- Да. Программой предусмотрены все потенциальные точки развития туризма.

- Когда она будет готова?

- Мы постараемся доработать программу в январе-феврале. Крайний срок – конец февраля. После этого мы представим проект на обсуждение.

- Это будет широкое обсуждение?

- Да. Отправим ее по всем вузам, общественным организациям, которые имеют отношение к туризму, обязательно обсудим с бизнес-сообществом. Я бы хотел, чтобы мы понимали - обсуждать можно, если что-то есть на руках. Меня в течение года все время упрекали - мы должны обсудить программу, а вы ее не даете. Но что тогда было обсуждать? Нечего. А сейчас есть. Так мы готовили и закон об инновационной деятельности. Подготовили базовый документ, разослали его заинтересованным лицам, собрали замечания, отработали, опять посоветовались. И после этого закон был принят без сучка и задоринки.

- Есть шанс, что в этом году программа будет принята?

- 19 января объявлен конкурс на разработку стратегии развития Алтайского края до 2025 года. Конкурсные процедуры будут завершены к середине марта, и мы начнем полномасштабную работу по стратегическому планированию, куда органично должна вписаться программа по развитию туризма. Стратегия будет принята в 2007 году. Соответственно, будет принята и программа.

- В чем ее главное отличие от программы, разработанной четыре года назад?

– Все предыдущие программы во главу угла ставили культурную составляющую. Это был комплекс мероприятий, связанных в большей мере с развитием маршрутной сети, реставрацией памятников культуры. Сегодня во главу угла в программе поставлена экономическая составляющая – что нужно сделать для того, чтобы туризм начал приносить ощутимые доходы в бюджет края. Сегодня альтруистов нет, и любая программа должна быть направлена на развитие экономики в крае.

- Сколько инвестиций администрация края готова вложить в отрасль?

- Я не готов назвать окончательные цифры, но мы выходим на достаточно серьезные капитальные вложения. Можно говорить о десятках миллиардов рублей.

Инвесторы пойдут сами

- Еще вопрос по «Бирюзовой Катуни». Как вы намерены привлекать туда инвесторов?

- Думаю, что в зону нам особо инвесторов завлекать не придется. У нас уже сегодня есть желающие, готовые вкладывать достаточно серьезные деньги. Если говорить о турзоне, то мы не будем разговаривать с теми инвесторами, кто хотел бы прийти с вложениями ниже 1 млрд. рублей. И такие сегодня уже есть.

- Еще один важный вопрос, Михаил Павлович, касается возрастающего числа туристов в районе озера Ая. С созданием зоны он становится еще более актуальным. Не приведет ли наплыв туристов в район Аи к экологической катастрофе?

- У нас есть возможность разгрузить Аю.

- Каким образом? Ведь пока на «Бирюзовой Катуни» достойных средств размещения нет.

- Фактически уже есть. Не в том объеме и формате, как нам бы хотелось, но, по крайней мере, уже есть. И в наших руках регулирование тех процессов, которые происходят на Ае. Например, можно ограничить поток туристов. Сегодня можно осваивать коридор от Аи до «Бирюзовой Катуни». Тем более что дорога по левобережью предусмотрена программой развития ОЭЗ. Думаю, что в 2008 году она появится. Не забывайте также, что пока нет официального заключения экологической экспертизы, что мы находимся на грани катастрофы.

- Александр Бердников, глава Республики Алтай, активно отказывался от возможности создания единой ОЭЗ. Возможно ли партнерство сейчас?

- Да. Это касается создания структур по управлению зонами. Они могут создаваться отдельно в каждой зоне, либо может быть создана единая структура. Можно назначить руководителя и по одному заместителю от нас и Республики Алтай. Это будет в полтора-два раза дешевле, чем создавать две структуры. Алтайский край не возражает против ни против одного, ни против другого варианта.

Любовь должна быть обоюдной

- Михаил Павлович, давайте поговорим о ваших отношениях с турбизнесом. В прошлом году в адрес власти не раз звучали упреки, что она ничего не делает для его поддержки…

- Мне бы хотелось сказать, что ГУЭИ - это не закрытая структура. Единственное, против чего мы были всегда, - это сотрясание воздуха. Если у бизнеса есть конкретные идеи, мы готовы их обсуждать. Если есть рациональное зерно, мы готовы их поддержать. Но, к сожалению, когда дело доходит до реализации конкретных проектов, бизнес начинает немного откатывать. Это касается масштабных выставок. Администрация края вкладывает определенные средства в проведение выставочных мероприятий, но бизнес тоже должен вложить. Любовь должна быть обоюдной.

- Еще один упрек от турбизнеса: власть не занимается продвижением регионального турпродукта на федеральном уровне.

- Здесь опять встает вопрос взаимодействия. Администрация эти вещи финансирует. Но должны быть и предложения предпринимателей по этому поводу. Если они есть, давайте обсудим. Я возвращаюсь к ранее сказанному - мы должны обсуждать конкретный проект и что в этот проект вложит каждая сторона. А не так, что к нам пришли и сказали: «Дайте нам денег, мы хотим вот того-то». Мы все должны знать, что мы вкладываем и что хотим получить на выходе.

О чем еще рассказал Михаил Щетинин

Об аэропортах

- В Барнаульский аэропорт сегодня пришли новые акционеры - владельцы новосибирского аэропорта Толмачево. Мы надеемся, что удастся перераспределить транспортные потоки. Наш аэропорт по своему расположению и погодным условиям предпочтительнее, чем Толмачево. Но в силу ряда причин, в том числе экономического характера, сложилось так, что грузопотоки нас обходят стороной. Бийский же аэропорт должен стать международным, так как развитие игровой и турзоны требует этого. Могу сказать, что в проекте создания ОЭЗ на развитие Бийского и Барнаульского аэропортов предусматривается по 1,3 млрд. рублей из федерального бюджета.

О том, почему на статус ОЭЗ претендовала именно «Бирюзовая Катунь»

- Проект на момент принятия решения МЭРТ был достаточно раскрученным. Мы представляли его на экономическом форуме в Каннах, он получил одобрение министра Германа Грефа, затем мы его представляли на Санкт-Петербургском экономическом форуме. И самое главное, на что мы ориентировались, - это совместный проект с Республикой Алтай. Были и другие претенденты. Например, новая Белокуриха, где открыли источник радоновых вод. Но вышеназванные аргументы мы сочли достаточно весомыми, чтобы принять решение в пользу «Бирюзовой Катуни».

О размерах инвестиций в игорную зону

- Законопроект предусматривает там достаточно серьезные вложения потенциальных резидентов зоны. Счет будет идти на миллиарды рублей. Если документ не претерпит никаких изменений и будет выполняться в полном объеме, то участники крупного игорного бизнеса обязательно придут к нам. Им просто деваться некуда, если они хотят заниматься этим бизнесом.

Специальный вопрос

- Представители туристических компаний ждали поддержки от власти в вопросе принятия закона о финансовых гарантиях. Как вы думаете, они действительно могут убить бизнес в регионе?

- Либо у страха глаза велики, либо кто-то хочет в преддверии грядущих выборов заработать политический капитал. Мы это уже проходили при принятии краевого закона по розничной торговле алкогольной продукцией, когда все кричали, что розница не потянет затрат по приобретению лицензий.

Я считаю, что проблем не будет. На борьбу с этим уйдет больше времени и средств, чем на то, чтобы в этот процесс включиться. Федеральный закон все равно будет принят. И надо собраться всем и решить, как его исполнять. Нужны кредиты? Давайте будем помогать дееспособным фирмам брать кредиты. Нужны другие формы поддержки? Давайте думать. Нужно объединяться? Давайте вести переговоры об объединении. А не кричать, что нам плохо, нас задушили.