RSS - рассылка "Эксперт", №48 (24.12.2007), "Инвестору нужен сигнал"

24.12.2007

"Эксперт", №48 (24.12.2007), "Инвестору нужен сигнал"

По мнению заместителя губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Михаила Щетинина, к 2025 году Алтайский край сможет построить сбалансированную экономику. Однако исторически и географически обусловленную доминанту аграрной составляющей рано сбрасывать со счетов. Скорее, она должна стать еще одной большой стартовой площадкой для дальнейшего развития. К тому же сельское хозяйство ничуть не менее привлекательно для потенциальных инвесторов, чем другие отрасли.

— Михаил Павлович, чем сегодня определяется инвестиционная привлекательность Алтайского края?

— В первую очередь тем, что темпы экономического развития региона заметно превышают среднероссийские. Такая динамика наблюдается у нас и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и в других секторах экономики. Поэтому регион закономерно вызывает интерес у потенциальных инвесторов. А нам приходится серьезно изучать поступающие предложения, потому что среди них бывают самые разные — есть вполне реальные проекты, а есть, скажем так, фантастические.

— Какие «фантастические» предложения вам делали?

— Одна компания предлагала нам средства из Федеральной резервной системы США. Комментарии тут излишни. Мы поговорили с этими людьми и разошлись. Другой пример: приходила к нам недавно группа зарубежных инвесторов, которая буквально через неделю уже прислала вариант меморандума о намерениях. Я им объяснил, что у нас такие соглашения быстро не подписываются, и не потому, что мы не умеем быстро работать, а потому, что перед подписанием нам нужно время, чтобы навести справки о потенциальных инвесторах. Деньги бывают разные, и мы примем только те инвестиции, которые имеют абсолютно прозрачное происхождение.

А проблемой и сдерживающим фактором в работе с потенциальными инвесторами является то, что еще не проработана в деталях схема территориального планирования и зонирования для рационального размещения производительных сил в регионе, проектирования системообразующих «точек экономического роста». Над решением этой задачи работают органы исполнительной власти края и муниципалитетов.

— Насколько помогают притоку инвестиций связи губернатора Александра Карлина, который до своего назначения много лет работал в Москве?

— Если говорить о роли губернатора в экономическом развитии Алтайского края, то на первое место я бы поставил не его связи в Москве, а его работоспособность и темп, который он задал себе и работникам краевой администрации. Я знаю, что рабочий день в администрации края раньше всех наступает и позже всех заканчивается для губернатора. Александр Богданович системно занимается территориями края, он много времени уделяет посещению районов. Конечно, его знают в Москве, он там долго жил и работал на достаточно серьезных должностях. Но важнее то, что он сумел в короткие сроки отладить работу администрации Алтайского края, сплотить вокруг себя команду единомышленников и направить ее усилия на достижение главной цели — улучшение жизни населения. Ну а московские контакты — они еще никому не мешали, но, скорее, это что-то вроде катализатора в работе.

— В какие отрасли преимущественно идут инвестиции?

— Анализ показывает, что наиболее перспективными сферами для привлечения инвестиций являются медицинская, фармацевтическая, мукомольно-крупяная, комбикормовая и пищевая отрасли, промышленность строительных материалов, химическая и нефтехимическая промышленность, строительство, туризм и, конечно, инновационные сферы: биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы. Главное, что все сдвинулось с мертвой точки, и у людей, которые располагают финансовыми ресурсами, появился интерес к Алтайскому краю. Об этом смешно говорить, но еще совсем недавно некоторые иностранные инвесторы не понимали, где мы вообще находимся, и не были уверены, что у нас тут люди живут.

— Многие и в России думают, что Алтайский край — это только сельское хозяйство и профильное машиностроение…

— Алтайский край — крупнейший в России сельскохозяйственный регион, у нас 6,4 миллиона гектаров пашни. Другого такого региона в России нет. Конечно, в советское время в крае было серьезно развито сельхозмашиностроение. К сожалению, в 1990−х годах предприятия, составлявшие каркас этой отрасли, пришли в упадок. Но с тех пор в структуре алтайской промышленности стали заметно выделяться другие отрасли, прежде всего пищевая и перерабатывающая. Новое дыхание обрела химическая отрасль. В последние годы активно развивается горнорудная промышленность. Но мы не ставим крест и на сельскохозяйственном машиностроении. Предприятия остались, и их еще можно перевести на новые рельсы. Сейчас в администрации края разрабатывается программа по возрождению сельхозмашиностроения. Мы рассчитываем и на поддержку федерального центра в этом вопросе. Ведь сегодня Россия сильно отстает от развитых стран дальнего зарубежья в области производства современной сельхозтехники. Нельзя до бесконечности уступать позиции западным конкурентам. Отдавать внутренние рынки на откуп западным производителям нерационально. Организация производства в крае дает новые рабочие места и доходы в бюджет. Поэтому предприятия нужно поднимать с колен. Но для этого одних наших усилий будет недостаточно. Нужно грамотно выстроить в этой сфере механизм государственно-частного партнерства, чтобы в отрасль пришли серьезные инвесторы. Везти технику из европейской части страны к нам за Урал неэффективно. Она становится если не золотой, то позолоченной. К тому же рядом — азиатские рынки, которые также нуждаются в технике и будут ее покупать. Например, тракторы, которые сегодня выпускаются на Рубцовском тракторном заводе, востребованы, в частности, в Узбекистане. Мы уверены: так будет и с другой нашей продукцией.

— Агропромышленный статус Алтайского края исторически обусловлен сегодня. А каким станет край в будущем?

— В настоящее время разработана и одобрена Советом администрации края Стратегия развития региона до 2025 года. В рамках этого документа прописаны все возможные векторы дальнейшего развития. Мы считаем, что в крае нужно строить диверсифицированную экономику, лишенную перекосов в сторону той или иной отрасли. Наряду со сложившимися направлениями: сельхозмашиностроение, оборонно-промышленный комплекс, пищепром, химическая промышленность — в крае могут успешно развиваться и другие виды деятельности.

Например, серьезные перспективы мы видим для фармацевтической промышленности. Они заданы самой природой края: разнотравье, плодово-ягодные культуры — они у нас в изобилии, и из этого лекарственного сырья нужно извлекать максимальную пользу для региона. Мы рассчитываем сформировать на базе предприятий, которые уже успешно работают в наукограде Бийске, биофармацевтический кластер. То есть горизонтально интегрированную структуру, которая поможет скоординировать усилия предприятий в одном направлении. Пока они работают вполне успешно, но в одиночку решать столь масштабные задачи им сложно. Если они объединят ресурсы и получат помощь администрации края, то будут способны сделать огромный шаг вперед. А помощь может быть существенной. Так, мы можем субсидировать две трети процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ по привлекаемым кредитам и по корпоративным облигациям, предоставлять компенсации по налогам на прибыль и на имущество. Это серьезные преференции.

Кроме биофармацевтического в крае можно создать целый ряд аграрных кластеров. С учетом сложившегося районирования территории можно сформировать зерновой кластер, свеклосахарный кластер и так далее. С их помощью мы сможем выстроить стройную систему хозяйствования на селе. Конечно, все эти меры рассчитаны не на один и не на два года. Но к 2025 году можно выйти на стройную систему экономики, лишенную перекосов.

— Насколько существующие специальные инструменты привлечения инвесторов (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа, наукоград Бийск, игорная зона и так далее) способствуют реальному росту вложений?

— Что касается бюджетных вложений, то, например, для наукограда Российской Федерации Бийска они вполне ощутимы. Наукоград получил в 2007 году первый раз в этом статусе финансовые ресурсы на развитие инфраструктуры города, и эти инвестиции уже заметны населению. Для частных инвесторов важны доминирующие условия. Первый вопрос любого инвестора: какова роль государства? Федеральными и региональными органами государственной власти запланированы инвестиционные вложения.

На территории Алтайского края, в первой из всех зон, уже создано территориальное управление Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами. В декабре будет образована управляющая компания — дочернее ОАО «Особые экономические зоны». После утверждения в установленном порядке плана обустройства зоны приступим к конкурсному отбору и регистрации резидентов. Инвестору нужен внятный сигнал, который важнее предоставляемых в зоне налоговых льгот. Как только на строительство и реконструкцию объектов внешней инфраструктуры пойдут реальные бюджетные инвестиции, придет и частный инвестор. К старту основательно готовимся, заканчиваем проведение необходимых проектных работ. Таким образом, к практическим делам уже приступили, что является хорошим признаком для реальных частных инвесторов.

— То есть пока существующие специнструменты только готовят почву для притока средств?

— Согласитесь, институты развития в России как инструменты государственного стимулирования экономического роста территорий — явление относительно новое и для центра, и для регионов. Однако в Алтайском крае были подготовлены хорошие, по оценке Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами, стартовые условия для создания зон, оперативно решались задачи по разработке картографических материалов и проведению экономических расчетов эффективности инвестиционных проектов. Это позволило объективно занять лидирующие среди регионов позиции для приема и продуктивного освоения масштабного инвестиционного потока начиная с 2008 года. Для этого практически создана система управления инвестиционными потоками. А для ускорения подготовки необходимых документов и представления государственному заказчику финансирование разработки проектов по строительству и реконструкции автомобильной дороги, мостового перехода, аэропорта города Бийска осуществлялось за счет средств краевого бюджета.