RSS - рассылка "Алтайская правда", №36-37 (09.02.2008), "Будет расти экономика - повысится уровень жизни"

09.02.2008

"Алтайская правда", №36-37 (09.02.2008), "Будет расти экономика - повысится уровень жизни"

- Михаил Павлович, как вы оцениваете итоги социально-экономического развития Алтайского края в истекшем году?

- Характеризуя в целом прошедший год, можно сказать, что динамика социально-экономических показателей сохранила свои устойчивые позиции. В основных секторах экономики сложились более высокие, по сравнению со среднероссийскими результатами, темпы роста. Например, объем промышленного производства увеличился в сопоставимой оценке на 8,9 процента, тогда как в стране этот показатель равнялся 6,3 процента, объем продукции сельского хозяйства - на 7,7 (в России - на 3,3), оборот розничной торговли - на 15,3 процента (РФ - на 15,2). В прошедшем году инвестиции выросли на 28,2 процента, а их общий объем приблизился к 43 млрд. рублей. Более чем на треть возросли налоговые и неналоговые отчисления в консолидированный бюджет края. Это - свидетельство поступательного движения в развитии экономики и стабилизации социальной жизни региона.

Положительную динамику имеют показатели уровня жизни населения. Среднемесячная заработная плата одного работника на предприятиях всех форм собственности в 2007 году увеличилась на 24,4 процента и составила 7649 рублей, среднедушевые денежные доходы - на 21 процент, в номинальном исчислении это 7556 рублей. Число безработных граждан сократилось на 14,9 тысячи человек. Улучшилась демографическая ситуация в крае. В 2007 году родилось 28,2 тысячи детей, что на 2,6 тысячи больше, чем в предыдущем году. Продолжилось снижение смертности, естественная убыль сократилась на 3,7 тысячи человек.

Одним из заметных событий в экономической жизни ушедшего года стало принятие комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края, составными частями которой являются Стратегия социально-экономического развития края до 2025 года, а также программы развития края на среднесрочный и долгосрочный периоды. Кроме того, разработаны проект системы индикативного управления развитием Алтайского края и комплексные программы муниципальных образований.

- Насколько известно, в текущем году должна быть утверждена Стратегия развития Алтайского края до 2025 года, которая разработана московскими специалистами "РОЭЛ-Консалтинг". Но ряд алтайских ученых выступают с альтернативной стратегией.

- Стратегия социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года была разработана еще в прошлом году и принята 28 декабря 2007 года постановлением администрации края. Впереди - ее согласование в федеральных министерствах, презентация в Министерстве регионального развития России и утверждение краевым Законодательным собранием.

Документ такого уровня, как Стратегия, разрабатывался ЗАО "КГ "РОЭЛ-Консалтинг" во взаимодействии с органами власти, бизнес-сообществом и общественностью. А так называемая альтернативная стратегия представлена личной точкой зрения ее немногочисленных авторов. Она по ряду принципиальных позиций противоречит социально-экономической политике, проводимой президентом и правительством страны. А ее выводы базируются на анализе фактов двух-трехлетней давности. Поэтому абсолютно необоснованно противопоставлять альтернативную и официальную Стратегии, к разработке которой причастно в десятки, а скорее, даже в сотни раз большее количество ученых и специалистов Алтайского края. Мнение же отдельной группы людей, безусловно, тоже имеет право на существование, но для того чтобы предложения альтернативной стратегии можно было использовать для решения каких-либо задач социально-экономического развития края, необходимо их основательно изучить и проработать.

- Какие задачи будут приоритетными для возглавляемого вами Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края в 2008 году?

- Приоритетными в области прогнозирования социально-экономического развития и программного планирования для нас станут несколько задач. В их числе, как я уже отмечал, согласование параметров Стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года в федеральных министерствах и ведомствах; разработка механизма реализации комплексной программы и прогнозов социально-экономического развития Алтайского края на 2009 - 2011 годы; внедрение индикативного управления в деятельность органов исполнительной власти края; комплексная оценка и контроль деятельности глав муниципальных образований и социально-экономического развития последних; подготовка пакетов документов для участия в федеральных конкурсах по созданию на территории края особых экономических портовой и промышленно-производственной зон, а также многое другое. В том числе, безусловно, создание благоприятных условий для инвестирования. Мы прогнозируем доведение общего объема инвестиций до 62,14 млрд. рублей, или 130 процентов к 2007 год у. Главной задачей уполномоченного органа в сфере государственных закупок на 2008 год является создание единой региональной системы размещения государственного и муниципального заказов. Приоритетной остается работа по привлечению алтайских товаропроизводителей для участия в процедурах размещения заказов.

Важное место в нашей работе, как и в предыдущие два года, будет занимать реализация национальных проектов и федеральных целевых программ. Например, для повышения инвестиционной активности населения края с помощью ипотечных кредитов на строительство и приобретение жилья в рамках выполнения приоритетного нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в текущем году предполагается привлечь более 14 млрд. рублей, на реализацию федеральных целевых программ - более 8,3 млрд. рублей.

- Можно ли будет считать 2008 год прорывом в реализации проектов создания свободной экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь", игорной зоны и других крупных инвестиционных программ?

- Да, можно. В текущем году планируется начать строительство конкретных объектов инфраструктуры особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь". В непосредственной близости к ней планируется расположить игорную зону "Сибирская монета". Общая стоимость двух проектов составит более 50 млрд. рублей.

В крае реализуются и другие масштабные инвестиционные проекты. В целях формирования масштабного транспортно-логистического комплекса начата работа по созданию в крае портовой особой экономической зоны - речь идет о Барнаульском аэропорте. Кроме того, Алтайский край готов участвовать в конкурсе на создание особой экономической промышленно-производственной зоны. Также мы намерены представлять проекты, претендующие на получение поддержки за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации.

- В экономической политике главной задачей считается рост благосостояния людей. Наш край отстает по уровню доходов населения от регионов Сибирского федерального округа и других территорий. Как можно переломить эту ситуацию?

- Действительно, уровень жизни в крае сегодня остается значительно ниже, чем в среднем по Сибирскому федеральному округу. Однако опережающая динамика нашего социально-экономического развития налицо. Так, за 2000 - 2006 годы реальные располагаемые денежные доходы населения края увеличились в 2,3 раза, причем среднедушевой денежный доход за этот период перекрыл уровень прожиточного минимума в 2,2 раза и почти достиг значений данного показателя по Новосибирской области, где он равен 2,3.

Устойчивый опережающий рост денежных доходов населения был обусловлен не только мерами федеральной политики по повышению оплаты труда, увеличению объемов социальных трансфертов, но в значительной мере и развитием экономики, ростом производства в крае, а также в рамках частно-государственного партнерства - сокращением задолженности по заработной плате и мерами по выводу ее из "тени".

В итоге доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 53,9 процента в 1999 году до 20,1 процента в 2006 году, то есть в 2,6 раза. По России эти показатели составили соответственно 28,4 и 16 процентов.

А основными долгосрочными предпосылками повышения уровня жизни должны стать: поддержание высоких темпов экономического роста и обеспечение макроэкономической стабильности; рост денежных доходов населения, стимулирование повышения заработной платы и сокращения дифференциации доходов между отраслями экономики и социальной сферы; повышение эффективности программ социальной защиты и совершенствование механизмов социального партнерства.

Беседу вел Анатолий МУРАВЛЕВ.