RSS - рассылка "Алтай: знакомое и неизвестное" №2 (2008), "Туризм в Алтайском крае: мы не будем никого догонять!"

01.03.2008

"Алтай: знакомое и неизвестное" №2 (2008), "Туризм в Алтайском крае: мы не будем никого догонять!"

С 5 по 9 марта в г.Берлине проходила крупнейшая туристическая выставка «ITB – 2008», а с 15 по 18 марта в г.Москве действовала 3-я Международная туристская выставка «ИНТУРМАРКЕТ – 2008». Алтайский край принимал участие в обоих событиях, имеющих огромное значение для мирового туристического бизнес-сообщества, и позиционировался как один из лучших в России регионов для оздоровления, активного и познавательного туризма. Четыре раздела экспозиции проходили под девизами: «Край, дарующий силу» - активный туризм, «Край, дарующий чистоту» - экологический туризм, «Край, дарующий открытия» - познавательный и исторический туризм, «Край, дарующий силу» - оздоровительный и лечебный туризм. Официальные делегации Алтайского края на выставках возглавлял Михаил Павлович Щетинин, заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций. В интервью для нашего журнала Михаил Павлович подвел некоторые итоги деятельности по продвижению туристического продукта Алтайского края на европейский и мировой рынок.

- Я все время говорил и буду говорить, и нашему туристическому бизнес-сообществу, и всем, кто работает в экономике Алтайского края: мы не можем и не должны никого догонять! Нам нужно сделать качественно новый шаг, чуть-чуть шире прежнего, и встать рядом с лидерами в той или иной отрасли. Вот в туризме мы именно так и сделали: просто встали рядом с Москвой и Санкт-Петербургом.

Россия участвует в выставке «ITB» тринадцатый раз, Алтайский край – второй. В 2007 году экспозиция края размещалась на площади 30 квадратных метров, а в 2008 стенд занимал площадь - 208 квадратных метров! И не зря: по своему содержанию, насыщенности, по тем подходам, которые мы использовали, стенд Алтайского края был однозначно лучшим не только на российской экспозиции, но и в павильоне, где рядом с нами выставлялись США и Канада.

Мы получили высокую оценку от Федерального агентства по туризму; заместитель руководителя Натэла Шенгелия говорила в адрес Алтайского края много теплых слов, и непосредственно на стенде, и на приеме в посольстве Российской Федерации; очень хорошо отзывался посол Российской Федерации в Германии Владимир Котенёв. Конечно, приятно, и когда твою работу по достоинству оценивают коллеги: положительные отзывы мы получили от представителей других регионов, например, Иркутской, Нижегородской, Мурманской, Калининградской областей. Мы стали сюрпризом: никто не ожидал, что провинциальный Алтай вдруг таким образом заявится, причем последовательно сначала на одной, потом на другой серьезной туристической выставке.

Я считаю - и это не только мое мнение, но и признание Ростуризма, - что Алтайский край вошел в группу лидеров по развитию туризма. С нами считаются, нас приглашают на все мероприятия, это говорит о многом. Параллельно и в сознании представителей алтайского туристического бизнеса происходит перелом. В начале нашей работы часто слышалось: да зачем нам участвовать в этих выставках, это напрасная трата времени и денег… Когда же по приезде из Берлина в этом году мы давали совместное интервью с Татьяной Сажаевой, президентом Алтайской региональной ассоциации туризма, она рекомендовала всем алтайским операторам, кто строит стратегию своего развития на будущее, участвовать в выставке «ITB». Это приятно; это говорит о том, что администрация края выбрала абсолютно правильное направление в развитии туризма.

- Михаил Павлович, как Алтай воспринимают на международных выставках – как представителей экзотической территории, с которыми любопытно познакомиться, не выезжая из цивилизованной Европы, либо как серьезных партнеров, регион с перспективами, куда можно будет направлять поток туристов из своих стран?

- Полагаю, присутствует и то, и другое. В 2007 году в Берлине нами интересовалось руководство фирмы «Olympia Reisen», это крупнейший оператор, который занимается туризмом в направлении Германия-России, Россия-Германия. Выходили почти на подписание соглашения, но что-то не сработало в цепочке контактов; а на «ITB-2008» инициатива встречи исходила уже от нашего, алтайского бизнеса; мы приглашали представителя фирмы на наш стенд, выходили на прямые контакты, и я думаю, что это начало большого сотрудничества.

Очень хорошие контакты были с фирмой «Porsche». Сегодня на Западе в моде не просто поездки на отдых, а увлекательные путешествия. И представители фирмы, отчасти в рекламных целях, а отчасти как продукт, востребованный на туристическом рынке, хотели бы организовать активные туры по территории Алтайского края на автомобилях марки «Porsche». С их стороны будут новые автомобили, несколько станций техобслуживания по маршруту. Наша задача - обеспечить туристам максимально комфортное проживание, и, может быть, предоставить дополнительное туристическое обслуживание: конные прогулки, рафтинг, а то и полеты на парапланах и другие развлечения. Проект очень интересный, и по нему уже существуют определенные договоренности.

- Это серьезный контакт с перспективой, или фирма «Porsche» проведет пару экстремальных поездок и забудет про Алтай лет на десять?

- Вы пропустили самое главное: по маршруту будут организованы станции технического обслуживания, и будут предоставлены автомобили. Прилетел потенциальный клиент, скажем, из Германии; его здесь встретили, проводили на станцию обслуживания, предоставили автомобиль, он сел и поехал. То есть, это уже не просто разовая акция, а разработка маршрута с серьезными вложениями в его реализацию. Из наших переговоров следует, что «Porsche» в принципе готова не только рекламировать продукцию компании, но и развивать на нашей территории свой туристический бизнес.

- Берлинская и Московская выставки отличались друг от друга в чем-то принципиальном?

- Задачи российских экспонентов, в том числе и нашего Алтайского края, что на Берлинской, что на Московской выставке были идентичны: максимально привлечь внимание потенциальных партнеров и клиентов к тому туристическому продукту, который на сегодняшний день существует, прежде всего, в регионах России. Москва, Петербург, «Золотое кольцо» - все это на слуху, и любого иностранца спроси, он об этом слышал. Но когда его спрашивают, что такое Алтайский край, он ничего не может сказать, делает огромные глаза и теряется. А когда ему показывают шикарную фитобочку, в которую можно сесть и получить ни с чем не сравнимое удовольствие, когда ему наливают пантогематоген, предлагают алтайский сыр - глаза делаются еще больше, восторгу нет предела и он сразу начинает лихорадочно собирать все материалы об Алтае, которые только есть на выставке. Хотя сегодня многие уже знают, что есть такой Алтайский край в центре Евразии; между прочим, хорошая подача! Современный европеец Европу представляет по собственному дому, Азия в его понимании – это… скажем, Китай; а вот что такое Евразия - для него в диковинку. Поэтому цели и задачи у выставок одни и те же, а подходы разные.

Выставочная экспозиция Алтайского края тем и отличалась, что была в определенном смысле универсальной, ориентированной как на западного туриста, так и на своего, российского. Конечно, стенды на «ITB-2008» и «Интурмаркет-2008» были разные, но позиционирование по 4 зонам присутствовало на обеих выставках. Помните: «Край, дарующий смелость, чистоту, открытия, силу», под этот слоган и выстраивалась экспозиция. В ней были и охотничьи трофеи, и археологические находки, и оригинальное средство сплава для безопасного экстремального водного туризма, изделия народных промыслов, и то, что относится к СПА-услугам. В следующем году мы сделаем так, чтобы любой посетитель стенда мог на себе испытать некоторые вещи.

- Сплав по горным рекам в выставочном павильоне не испытаешь…

- Конечно, а вот фитобочку, массаж, дегустацию продукции – это можно. Я сам не ожидал, с каким интересом люди надевали национальные костюмы, исторические доспехи, фотографировались… Отбоя не было, очередь стояла!

- Человеческий интерес к уникальной экспозиции вполне понятен, а деловые предложения по партнерству, по инвестированию на выставках поступали?

- Серьезные предложения, они и делаются серьезно, без суеты, тихо и спокойно. Могу сказать, что представители московских и зарубежных фирм побывали в Завьяловском районе; есть и другие результаты. Простите, но все в бизнесе немного суеверны, и говорят только о свершившихся фактах, а не о предварительных наметках. А вот в чем явная удача Берлинской и Московской выставок - что начались прямые контакты турбизнеса нашего, алтайского, с турбизнесом тем, европейским. На сегодня главная задача Администрации края в этом деле - поддержать эти контакты административным ресурсом, продемонстрировать, что мы готовы оказать помощь, дать определенные гарантии; в общем – создать благоприятствующие условия.

- Какие позиции Алтайского края как туристического региона вызывали наибольший интерес в Берлине и в Москве?

- Очень интересно и показательно, что на Западе знают в лицо нашего Михаила Тимофеевича Калашникова, конструктора известнейшего автомата. В Берлине выставили его мемуары с фотографиями, и они исчезли почти мгновенно. Прямо на стенде выступал казачий ансамбль «Вечорки», американцы на нас даже ходили жаловаться, но мы все равно отработали по полной программе. О фитобочке, пантовой и другой продукции я уже говорил. Многие иностранцы хотят пройти по пути Рериха, заняться поисками Шамбалы; у них ментальность несколько иная, чем у россиян. Часто интересуются охотой; такой охоты, как у нас, на Западе уже давно нет. Если немного утрировать, там того же кабана на веревочке выведут, и спорт превращается в убийство. А у нас пока все по-честному. На Алтае большие возможности для рафтинга, причем различных категорий сложности. В конце концов, есть любители просто побродить по диким горам! В территориальном плане вызывают интерес наши степные соленые озера. Территория Алтайского края, она ведь вообще уникальна! Я не знаю другой такой в России, которая была бы столь разносторонней: прекрасные предгорья, леса, горы, степи, где не только ковыль растет, озера… и это разнообразие тоже привлекает внимание.

- На Берлинской выставке были представлены макеты экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета»; эти проекты пользовались популярностью?

- Конечно, люди останавливались, смотрели… Но, понимаете, туристическая выставка – это не выставка коммерческой недвижимости, она предполагает немного другой подход: там покупают готовый турпродукт, или, по крайней мере, хотят узнать о конечном результате. Пока мы хотя и движемся по развитию туристско-рекреационной зоны «впереди планеты всей», то есть впереди соседних регионов, но нам еще работать и работать, хотя первые шаги уже сделаны.

Свою заинтересованность в развитии игорной зоны «Сибирская монета» высказали компании Австрии, Алжира, Объединенных Арабских Эмиратов.

- А игорная зона «Сибирская монета»? На какой период времени растянется ее организация?

- Пока там нет абсолютно ничего, мы только должны подписать протокол о намерениях с австрийской фирмой-партнером. Но, как говорил академик Елизаров, «желание – тысяча возможностей, нежелание – тысяча причин». Если у нас и наших партнеров будет желание, то к установленным законом срокам хотя бы одно заведение «Сибирской монеты» мы откроем.

- Раз уж мы заговорили о конкретных вещах, что именно будет сделано в ближайшее время для развития инфраструктуры, поддерживающей туристический бизнес в Алтайском крае? Из того, что можно увидеть и потрогать?

- На сегодняшний день практически завершена работа над проектной документацией аэропорта города Бийска, заканчивается второй этап, связанный с инфраструктурой. В стадии завершения находится проектно-сметная документация на строительство второго мостового перехода через Катунь, готова проектно-сметная документация на строительство автодороги от Аи до села Нижняя Каянча. В работе проектно-сметная документация на реконструкцию Чуйского тракта, фактически в каждом туристическом районе запланирован капитальный ремонт дорог.

- Значит, есть надежда, что скоро туристические группы будут приезжать в долину Сентелека по хорошему шоссе?

- А вот это не факт. Во всех делах нужна разумная достаточность; может, и не надо прокладывать асфальтированную дорогу в долину Сентелека? Может, лучше подъезжать к «Царскому кургану» на лошадях, и это придаст путешествию совершенно иное звучание. Оно по-другому будет воздействовать на человека. Нужно думать, советоваться, чтобы неосторожными шагами не нарушить что-то очень важное.

- Как Вы считаете, настанет время, когда поток туристов из европейской России, из-за рубежа станет устойчивым, а турбизнес превратится в серьезную статью доходов Алтайского края?

- Обязательно, и я думаю, что это произойдет в ближайшие пять лет; если, конечно, все мы будем работать также напряженно и настойчиво, и при четко выстроенной благоприятствующей политике государства в области туризма. Уже сейчас мы каждый год прирастаем примерно на 200-300 тысяч туристов!

- Михаил Павлович, Ваш прогноз: по какому пути пойдет туризм в Алтайском крае – подтягивать уровень комфорта до, скажем, Швейцарии; или сохранять экзотику, создавая собственный имидж?

- Я уже говорил, что гнаться мы ни за кем не будем. У алтайского туризма свой путь. Приведу в пример «Бирюзовую Катунь»: нас постоянно подталкивали на подражание известным туристическим центрам, строительство небоскребов из стекла и бетона, но мы решили по-своему и уже нашли понимание с партнерами. Над Катунью вырастут небольшие гостиницы, вписанные в ландшафт, и при категории 3-5 звезд основным строительным материалом будет дерево! Могу утверждать на собственном опыте, что человек, который один раз пожил в кедровом домике, ни в какой другой никогда не поселится.