RSS - рассылка "Алтайская правда" №261 (11.09.2008), "Госзаказ на Алтае"

11.09.2008

"Алтайская правда" №261 (11.09.2008), "Госзаказ на Алтае"

Система бюджетных закупок в действии

Становление нового механизма госзаказа в крае завершилось еще в прошлом году. Это позволило Главному управлению экономики и инвестиций перевести его работу в нормальный (плановый) режим. Некоторые ее итоги сегодня подводит заместитель губернатора, начальник ГУЭИ Михаил Щетинин.

- Михаил Павлович, в начале года в Барнауле состоялся Всероссийский семинар с участием представителей Минэкономразвития. Там прозвучало, что наша региональная организация госзакупок представляет собой уникальную систему. В чем ее особенность?

- Край является единственным регионом России, в котором создана единая, полностью централизованная форма размещения государственного заказа.

- Насколько известно, к новшеству подходили постепенно, поэтапно?

- В январе 2006 г. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края было уполномочено размещать заказы на товары, работы, услуги для обеспечения государственных нужд. В течение 2006-2007 годов мы сформировали нормативную правовую базу. В марте 2006 года уполномоченный орган был наделен правами по 100-процентной централизации госзаказа. И это позволило запустить в действие весь механизм схемы взаимодействия с заказчиками.

- В чем ее суть?

- Сама схема изначально построена таким образом, чтобы максимально исключить возможность коррупции в органах исполнительной власти, сделать процедуры прозрачными и открытыми. На основании заявок госзаказчиков мы формируем пакет конкурсной документации, объединяющий их общие потребности. Создается конкурсная (аукционная, котировочная) комиссия с обязательным участием представителей государственных заказчиков, Общественной палаты Алтайского края, правоохранительных органов и других заинтересованных сторон. А затем проводятся сами конкурсные торги.

- Не секрет, что участники иногда ропщут на то, что информация о заказах на сайте размещается не в полном объеме, формулировка технического задания неконкретна, а расчетные цены не вполне обоснованны...

- Нам понятно их желание получить для себя максимально комфортные условия. У государственного заказчика другая задача - минимизировать свои риски и издержки. Возникает конфликт интересов. И это естественно... Во всяком случае, есть законное право составить письменный запрос и получить на него письменное же разъяснение. Функции ГУЭИ позволяют принимать решения, направленные на эффективное взаимодействие, совершенствование процедур размещения... Другими словами, это наша текущая работа, и выполняется она в плановом порядке.

- Каких количественных показателей удалось достичь?

- За прошлый год для нужд государственных и муниципальных заказчиков размещено заказов на 6,8 миллиарда рублей. При этом расчетная экономия оценивается в 440 миллионов. Эффективность использования бюджетных средств составила 6,1 процента.

- А взять результаты года текущего?

- За истекший период сумма уже достигла 6,5 миллиардов рублей при экономии бюджетных средств в 325 миллионов, или 4,7 процента к плановым затратам.

- Полагаю, здесь не последнюю роль сыграл инновационный путь?

- Главным управлением проведен открытый конкурс на создание единой автоматизированной системы "Электронная торговая площадка для государственного и муниципального заказа".

- Организация открытых электронных аукционов в сети Интернет?

- Да. Система введена в эксплуатацию в конце декабря 2007 года и функционирует в режиме реального времени.

- Какой итог показала практика?

- Подобная форма торговли в первую очередь привлекательна для субъектов малого предпринимательства Алтая. Она позволяет шире ориентировать предпринимательские круги на закупки по госзаказу. Если в 2007 году среднее количество участников составляло всего шесть человек, то в 2008-м - 24.

- А муниципалы не остаются внакладе?

- Работа с муниципальными заказчиками позволяет органам исполнительной власти муниципальных образований контролировать закупки своих бюджетополучателей. А мы, консолидируя заявки, способствуем достижению наибольшей эффективности использования бюджетных денег... В целом теперь органам госвласти выгоднее размещать заказы через уполномоченный орган, чем самостоятельно.

- Насколько отлажено информационное обеспечение?

- Я назвал бы это отдельным аспектом деятельности Главэкономики в области размещения заказов. В течение 2007 года на официальном сайте "Портал государственных закупок" выставлялась полная информация обо всех процедурах. Разработаны документы, которые определяют порядок регистрации заказчиков на официальном сайте и предоставления информации о заказах.

- Знаю, что регион получил положительную оценку на федеральном уровне...

- В рамках общественной инициативы ежегодно проводится специальное исследование "Национальный рейтинг прозрачности закупок". По его результатам Алтай занял второе место среди субъектов РФ в номинации "Высокая прозрачность".

- А в "командном зачете"?

- Из 77 участников-конкурсантов по России у нас шестое место.

- Итог познается в сравнении.

- В 2006 году из 50 субъектов РФ мы были на 25 месте. На упомянутом выше уровне занимали 10 место.

- Главная задача сегодняшнего дня?

- На данный момент - это создание единой региональной системы размещения государственного и муниципального заказов, обеспечение гарантированного уровня прозрачности закупок. Это первая строка в "Национальном рейтинге прозрачности".

- Что будет способствовать достижению основной цели?

- Та самая эксплуатация единой торговой площадки Алтайского края. Ведь она обеспечивает сквозную автоматизацию процессов. Пример тому, повторяю, - проведение открытых конкурсов, аукционов в обычной и электронной форме. Особенностью и сложностью внедрения ЕТП стало то, что фактическая эксплуатация совпала с опытной. В связи с этим иногда возникают некоторые сбои в работе. Но мы постоянно совершенствуем портал, работаем над замечаниями, учитываем пожелания клиентов, совершенствуем дизайн.

- Какие цели стоят в перспективе?

- Предполагаем значительное улучшение аналитической составляющей в системе. А качественная обратная связь дополнительно поможет принятию правильных решений по ее развитию. Эти и другие задачи предполагается реализовать в запуске второй очереди портала. Именно в сентябре будет разработано техническое задание на его доработку.

- И как результат в целом...

- Как результат - мы уже наблюдаем существенную экономию средств бюджета и развитие конкуренции. И здесь можно делать вывод о том, что выбранное направление - правильное. Вместе с тем возник ряд проблем, связанных с несовершенством самого законодательства.

- Государство меняет правила игры?

- В законе прописаны нормы размещения заказов для уполномоченного органа, как для получателя бюджетных средств. Что существенно ограничивает наши возможности... Но это тема для отдельного разговора. Очевидно, что внесение изменений в законодательство значительно облегчит решение целого ряда задач.

- С какими еще препятствиями приходится сталкиваться?

- С 1 января 2008 года размещение заказа на строительство в обязательном порядке осуществляется путем аукционов. Если в начале года уполномоченный орган сталкивался с фактами демпинга при проведении данных процедур, то в настоящее время наблюдается другая тенденция. Идет откровенный сговор между подрядчиками-участниками. До аукционного мероприятия они "распределяют" между собой заявленные объемы работ. Не делая предложений на максимальном шаге аукциона, не нарушая действующего законодательства, забирают подряды по максимальной цене.

- Реакция власти?

- Вопрос обсуждался с руководителями Минэкономразвития и ФАС России. Были предложены варианты законодательных изменений (в законе N-94-ФЗ) для исключения подобных ситуаций...

- И сколько электронных торгов уже состоялось?

- С начала года проведен 461 такой аукцион на 611 миллионов рублей. Это составляет 47,7 процента от общего количества процедур и восемь процентов от общего объема закупок. Совокупный эффект от снижения цен составил 60 миллионов рублей. Мне думается, нововведения оценили и участники. Их число постоянно увеличивается. На первое августа зарегистрировано более 2 тысяч клиентов.

Вадим Исаев