RSS - рассылка www.doc22.ru, "Михаил Щетинин: Приоритеты сохраняют актуальность"

31.03.2009

www.doc22.ru, "Михаил Щетинин: Приоритеты сохраняют актуальность"

Вице-губернатор Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин в эксклюзивном интервью сайту Doc22 рассказал его редактору Артему Кудинову об инвестиционных перспективах Алтайского края, приоритетах экономической политики краевой власти, структурных изменениях в экономике края, крупных инвестпроектах, роли науки в стратегическом планировании и других актуальных проблемах развития нашего региона.

Потепление инвестиционного климата

- Михаил Павлович, как бы вы оценили инвестиционный климат, складывающийся на территории Алтайского края? Каковы прогнозные инвестиционные перспективы нашего региона (наиболее привлекательные с точки зрения привлечения капиталовложений отрасли экономики, сферы хозяйствования и предпринимательской деятельности и т.д.)? Могут ли они стать точками роста, локомотивами региональной экономики?

- Результаты проводимой Администрацией края региональной инвестиционной политики свидетельствуют о существенном улучшении инвестиционного климата, росте активности инвесторов в реализации проектов, в том числе системообразующих и крупномасштабных, адаптирующих структуру экономики к работе в рыночных условиях, повышающих ее конкурентоспособность.

Общий уровень инвестиционного потенциала Алтайского края достаточно высокий, по экспертным оценкам, регион на протяжении последних 10 лет входит в первые 30 субъектов России. По итогам 2008 года регион по данному показателю занял 26 позицию среди 83 субъектов России, будучи еще три года назад на 28 месте.

Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в августе 2008 года присвоило Алтайскому краю долгосрочный рейтинг по международной шкале на уровне BB-. По национальной шкале присвоен долгосрочный кредитный рейтинг A+(rus). Прогноз по рейтингам дается как «Позитивный». Столь высокие значения рейтингов отражают стабильное и улучшающееся исполнение бюджета края, низкую долговую нагрузку и высокое качество управления бюджетом. По оценке агентства, бюджетная дисциплина и рост экономики будут продолжать поддерживать рост доходов региона, обеспечивая сохранение высоких бюджетных показателей.

Следует отметить, что в настоящее время только 20 регионов России пошли на такой ответственный шаг, как оценка инвестиционной привлекательности на международном уровне. Тем более важны для нас полученные оценки. Лидерами среди регионов Российской Федерации являются города Москва и Санкт-Петербург. Оценка края сопоставима с уровнем Новосибирской области и Красноярского края и несколько лучше Кемеровской, Кировской, Мурманской, Нижегородской и ряда других областей.

Наличие кредитного рейтинга расширяет объективные финансовые возможности края, позволяет по достоинству оценить продуктивную работу органов исполнительной власти края по созданию благоприятного инвестиционного климата, увеличению потока привлекаемых инвестиций и открытого диалога с инвесторами. Кроме того, рейтинг, присвоенный специализированным агентством Fitch Ratings, повышает возможности края при любой коммерческой или финансовой операции.

Независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций, получения кредитов, выпуска ценных бумаг или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволит заключать сделки на более выгодных для алтайских эмитентов, в том числе привлекать кредитные ресурсы с финансовых рынков по сниженным процентным ставкам.

Согласно данным статистических наблюдений только в последние три года (2006-2008 годы) среднегодовой прирост инвестиционной активности в крае составил 19,2 процента против 17,4 процентов за период 2005-2007 годы и превысил общероссийские показатели за аналогичные периоды – 18,1% и 16,2% соответственно.

На развитие экономики и социальной сферы края в 2008 году направлено за счет всех источников финансирования, по оперативным данным, более 55,7 млрд. рублей (106,7% к уровню 2007 года). При этом в структуре капитальных вложений привлеченные инвестиции в основной капитал достигли уровня 51%, а собственные средства предприятий 49%. Данное соотношение в структуре источников инвестиций отражает положительные изменения в отношениях предприятий с финансовыми институтами, характеризуется ростом кредитоспособности предприятий.

Доля инвестиций в валовом региональном продукте по оценке 2008 года составила 19,5% против 19,1% в 2007 году, что является позитивным признаком перехода экономики к расширенному типу воспроизводственного процесса и увеличению выпуска конкурентоспособной продукции.

При этом изменение удельного веса услуг в валовом региональном продукте с 50,1% в 2004 году до 56,8% в 2007 году свидетельствует о прогрессивном структурном сдвиге в экономики края.

Результаты анализа инвестиционных потоков показывают, что наиболее перспективными с точки зрения привлечения инвестиций видами экономической деятельности являются те, которые развиваются за счет существующих в крае природных, трудовых, научных и других ресурсов: «сельское хозяйство», «обрабатывающее производство», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», «операции с недвижимым имуществом» и «транспорт и связь»

В таких секторах экономики как «Сельское хозяйство» и «Операции с недвижимым имуществом» доля инвестиций в 2008 году осталась на уровне прошлого года.

В тоже время в 2008 году несколько увеличилась доля инвестиций в таких сферах экономики как «Транспорт и связь» (с 21,0 % в 2007 году до 22,7 %) и «Обрабатывающие производства» (с 13,0 % в 2007 году до 13,9 %).

В структуре привлеченных средств в связи с изменениями на финансовом рынке сократилась доля инвестиций в основной капитал по кредитам банков с 23,8% за 2007 год до 18% в 2008 году, а по бюджетным средствам – осталась на уровне.

Сокращение инвестиций, привлекаемых в банковской системе, произошло из-за ужесточения условий кредитования, снижения доступности кредитов (повысились проценты по кредитам от 4 до 6 процентных пунктов).

Таким образом, негативное влияние финансового кризиса проявило себя в замедлении темпов роста инвестиций в основной капитал в октябре и декабре прошлого года – снизившись с 120,5 % в сентябре до 117,6% в ноябре и затем до 106,7% в декабре.

Вместе с тем, в указанных секторах экономики осуществляются приоритетные для края крупные инвестиционные проекты. В целях их реализации органами исполнительной власти края активизирована работа по использованию моделей развития экономики на принципах государственно - частного партнерства с помощью следующих инструментов: институт особых экономических зон; Инвестиционный фонд Российской Федерации; венчурные фонды; бизнес-инкубаторы; технопарки и др.

Представляется, что реализация в данных секторах экономики инвестиционных проектов (точек роста) способны значительно увеличить объемы производства конкурентоспособной продукции и предоставления услуг, создать новые рабочие места и повысить квалификацию кадров, увеличить заработную плату и поступления в местные бюджеты, а также стать локомотивами экономики края по обеспечению устойчивого роста социально-экономических показателей в целом в регионе и стимулировать развитие смежных производств.

Позитивный имидж как инструмент развития

- Краевая власть большое внимание уделяет формированию позитивного имиджа края внутри России и далеко за ее пределами. В чем основные положения концепции такой работы?

- Правильно сформированный, четкий, позитивный имидж – один из инструментов стратегического развития региона. Согласитесь, это аксиома.

В целях формирования положительного имиджа региона Администрацией Алтайского края проводится активная политика позиционирования экономического и природного потенциалов региона, содействия в продвижении продукции алтайских предприятий на внешние рынки.

Важной составляющей проводимой политики является реализация крупных инвестиционных проектов в ключевых для экономики края секторах, в первую очередь, в сельском хозяйстве и промышленности.

В прошедшем году проведена презентация проекта концепции «Комплексное развитие Алтайского Приобья» в Минсельхозе России с участием представителей министерств регионального и экономического развития Российской Федерации, а 23 декабря 2008 года рассмотрена на расширенном заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса, и одобрена, как соответствующая приоритетам социально-экономического развития России.

В 2009 году в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» планируется реализация 19 инвестиционных проектов общей стоимостью свыше 34,5 млрд. рублей. Ситуация, складывающаяся на мировых агропродовольственных рынках, дает возможность краю – крупному производителю сельскохозяйственной и продовольственной продукции – усилить позиции в этом сегменте.

Дальнейшее развитие промышленности, расширение рынков сбыта продукции возможно только при использовании инновационных технологий. В течение последних лет внимание органов исполнительной власти Алтайского края направлено на продвижение имиджа Бийска, как инновационного центра, ему присвоен статус наукограда Российской Федерации. В целях поддержки инновационных проектов ведется краевой инновационный банк данных, функционирует бизнес-инкубатор в г. Барнауле. С 2008 года проводятся мероприятия по созданию биофармацевтического кластера на базе высокотехнологичных фармацевтических предприятий города Бийска, занимающихся разработкой технологий производства препаратов, производством лекарственных средств и субстанций, биологически активных добавок и функционального питания, лечебной косметики, медтехники.

Продвижению продукции алтайских производителей на внутренний и внешний рынки способствует участие края в выставках, ярмарках, конференциях межрегионального и международного уровня, проведение аналогичных мероприятий на территории края. В 2008 году состоялось более 70 международных и межрегиональных мероприятий. По итогам года внешнеторговый оборот Алтайского края превысил в 1,5 раза уровень 2007 года. В целях торгово-экономического взаимодействия Алтайского края заключены соглашения о сотрудничестве с 20 субъектами Российской Федерации. На международном уровне регион поддерживает торговые отношения с партнерами из 77 стран дальнего и ближнего зарубежья, выпускаемая в крае продукция экспортируется в 65 государств.

Одним из наиболее значимых мероприятий, направленных на повышение имиджа Алтайского края, стала реализация мегапроекта – формирование на территории Алтайского края современного туристско-рекреационного комплекса международного значения, включающего особую экономическую зону туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорную зону «Сибирская монета». Широкий перечень медицинских, туристских, развлекательных и иных видов услуг будет организован не только для отдыха и оздоровления жителей Сибири, Российской Федерации, но и для туристов из других стран. В этой связи важное значение приобретает реконструкция дорожно-транспортной инфраструктуры края.

Кроме того, Администрацией края проведена работа по включению в программу развития транспортной системы России на 2010–2015 годы объектов по реконструкции аэропортов городов Бийска и Барнаула, строительства новой железнодорожной линии «Бийск–Горно-Алтайск», а также мероприятий по развитию автомобильной транспортной системы края.

Реализация этого комплекса мер, несомненно, будет и в дальнейшем способствовать формированию благоприятного имиджа Алтайского края, развитию экономики, повышению уровня и качества жизни жителей за счет наиболее полного раскрытия преимуществ Алтайского края, к числу которых относятся минерально-сырьевые запасы, природно-рекреационные возможности, производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

Вместе с тем, формирование имиджа – задача трудоёмкая, требующая значительных усилий и времени. В процессе работы над имиджем необходимо учитывать и тот образ, который уже сложился в массовом сознании. Только в этом случае возможно эффективное формирование нужных представлений о регионе в сознании представителей целевых групп.

Точки роста

- Какие крупные инвестиционные проекты стали наиболее значимыми в последние три года? Планируются ли другие?

- Для реализации задач системной модернизации и реконструкции основного капитала в целях выпуска конкурентоспособной продукции на территории Алтайского края реализуются и планируются к осуществлению крупные инвестиционные проекты, которые предусматривают структурную перестройку экономики региона, ее инновационное развитие.

В сфере сельского хозяйства, пищевой промышленности и сельхозмашиностроения реализация проектов планируется в рамках придания Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

Значимость реализации проекта на федеральном, региональном и местном уровнях обусловлена: созданием инфраструктурных условий для улучшения качества жизни сельского населения, роста экономического благосостояния, улучшения демографической ситуации; повышением продовольственной и энергетической безопасности страны; закреплением позиции на мировых продовольственных рынках и достижением ряда других важнейших показателей, характеризующих качество жизни населения.

Общая сумма инвестиционных вложений в рамках проекта – более 590,7 млрд. рублей, из них 40% - это государственные вложения, направленные на формирование производственной инфраструктуры, на субсидирование затрат по реализации проектов, и 60% - частные инвестиции.

Представляется, что такое участие государства и бизнеса в комплексном проекте и распределение обязательств в его софинансировании является гарантией государства, стимулирующего бизнес-структуры к реализации инвестиционных проектов в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» (всего 79 проектов).

Основными крупными инвестиционными проектами являются:

  • строительство птицеводческого комплекса стоимостью около 8,1 млрд. рублей (ООО «Алтайский бройлер»);
  • реконструкция Ребрихинского мелькомбината в современное предприятие по глубокой комплексной переработке пшеницы стоимостью около 8,2 млрд. рублей (ОАО «Пава»);
  • создание мощностей и организация производства гусеничного многофункционального трактора А-600 стоимостью 4,3 млрд. рублей (ООО «Алтайский трактор»);
  • строительство свиноводческого комплекса стоимость около 3,5 млрд. рублей (ООО «Алтаймясопром»);
  • проект по строительству комплекса по производству семян стоимостью 3,2 млрд. рублей (ООО «НПФ Элита Алтая»).

При этом 19 проектов общей стоимостью 34,5 млрд. рублей представлены в Минсельхоз России для направления в государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности «Внешэкономбанк» для привлечения кредитных ресурсов. В качестве первоочередных проектов, предлагаемых для реализации на основе кредитных ресурсов ГК «Внешэкономбанк» Администрацией Алтайского края отобраны пять инвестиционных проектов общей стоимостью 19,1 млрд. рублей.

Некоторые проекты находятся в стадии разработки, такие как строительство маслозавода по производству подсолнечного масла (ОАО «Мельник»), строительство цеха по производству комбикормов производительностью 100 тонн в сутки (ОАО «Грана), организация серийного производства сельскохозяйственной техники (ОАО «Рубцовский машиностроительный завод»).

Одним из крупнейших инвестиционных проектов в промышленной сфере является создание энергетического кластера, основным элементом которого является строительство конденсационной электрической станции (КЭС) мощностью 600 МВт и увеличение объёма добычи угля до 2000 тыс. тонн в год на Мунайском угольном разрезе. Общая стоимость проекта составит около 30 млрд. рублей. При этом на строительство объектов инфраструктуры кроме средств инвесторов планируется привлечь средства федерального и краевого бюджетов.

Важное значение для края имеет производство строительных материалов. В этой связи разрабатывается проект по строительству нового высокотехнологичного завода по производству цемента мощностью 1 млн. тонн в год в местах освоения Неверовского (известняк) и Самарского (глина) месторождений. Ресурсы этих месторождений предполагают производство продукции высокого качества - портландцемента марки 500. Стоимость проекта составляет 7,5 млрд. рублей. Ввод новых мощностей позволит не только удовлетворить собственные потребности, но и включиться в межрегиональные и международные цепочки поставок данного продукта.

Одним из ключевых приоритетов развития Алтайского края является инновационное направление, которое рассматривается в качестве основного стратегического фактора перевода экономики региона на новый уровень конкурентоспособности. Предпосылками этого направления являются значительный научно-технический потенциал края и инновационная инфраструктура, а зоной опережающего развития – Бийск, имеющий официальный статус наукограда Российской Федерации, в котором апробируется создание первого в крае кластера.

В настоящее время началась работа по реализации данного проекта. Для координации деятельности участников кластера создано некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер», в состав которого вошли 20 предприятий края, осуществляющих разработку технологий производства лекарственных средств и субстанций, биологически активных добавок, лечебной косметики, медицинской техники, функционального питания. Успешному старту проекта способствует наличие в составе кластера предприятий, являющихся лидерами в сфере фармацевтики и производства биологически активных добавок.

Проекты, реализуемые в сфере жилищного строительства на основе создания современной инфраструктуры региона, органами исполнительной власти представлены в Минрегион России для отбора по привлечению бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации. Два региональных инвестиционных проекта планируется осуществить в Барнауле и Бийске.

Кроме того, пять региональных инвестиционных проектов, включающих создание объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры в следующих секторах экономики: сельское хозяйство, пищевая и строительная промышленность, по установленной форме представлены в Минрегион России с целью получения в 2009 году бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации.

К завершению близится реализация пилотного проекта по комплексному обеспечению инженерной инфраструктурой кварталов 2000, 2001 г. Барнаула. Площадь кварталов составляет почти 45 га, планируемый ввод жилья – 442 тыс. кв. м. В кварталах предусмотрено строительство школ, детских садов, объектов культурно - бытового назначения. При реализации проекта предполагается использование передовых технологий, новых строительных материалов. Проект призван решить задачи по увеличению объёмов строительства жилья и обеспечению комплексной застройки кварталов.

Мобилизуя все ресурсы, используя все возможности…

- Какова инвестиционная емкость туристско-рекреационной компоненты экономики края?

В настоящее время Алтай известен в России и за ее пределами как туристический центр Сибири. За последние годы в Алтайском крае побывали туристы не только из всех уголков России, но и из 60 стран мира.

Перспективы создания в крае туристско-рекреационных комплексов международного значения связаны с уникальным природным, экологическим и климатическим потенциалом региона, его ценными лечебными ресурсами, а также выгодным географическим положением и межрегиональной транспортной доступностью.

Проекты, реализуемые в Алтайском крае в туристической сфере и сфере организации отдыха и развлечений, имеют федеральное значение и поддержаны Правительством Российской Федерации.

«Развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» - крупномасштабный проект, реализуемый на принципах государственно-частного партнерства в сфере туризма. Он предполагает строительство инженерной инфраструктуры за счет государства и объектов туристско-рекреационного назначения за счет частных инвесторов (резидентов). Это круглогодичный комплекс, который, несмотря на экстремально-спортивную направленность, способен удовлетворить запросы туристов любой возрастной категории.

Сегодня этот проект реализуется опережающими темпами: разработан проект планировки территории ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ведется межевание земельных участков, подготовлены и утверждены план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ, перечень объектов инфраструктуры ОЭЗ, завершается разработка перспективного плана развития ОЭЗ. По экспертным оценкам к 2025 году край ежегодно будут посещать около 3 млн. туристов, что составит 6-8% российского туристического потока. Объем капитальных вложений в строительство «Бирюзовой Катуни» составит более 20 млрд. рублей. Основные объекты инфраструктуры особой экономической зоны будут построены уже к 2011 году.

В непосредственной близости от особой экономической зоны расположена игорная зона «Сибирская монета» (площадь территории 2304 га). Общая стоимость проекта составит около 30 млрд. рублей, из которых 5,2 млрд. рублей будут направлены на создание внешней инфраструктуры (транспорт, связь, электроснабжение, газификация, водоснабжение). В декабре 2008 года объявлен конкурс на разработку проекта планировки территории игорной зоны «Сибирская монета» для организации предварительной работы с потенциальными инвесторами в целях привлечения инвестиций в строительство объектов игорной зоны. Проект планировки территории, совмещенный с проектом межевания, которые планируется утвердить во втором квартале 2009 года, является основанием для организации конкурсов на предоставление земельных участков организаторам азартных игр и инвесторам для строительства ими игорно-развлекательных, административно-деловых, торговых и ресторанных центров.

В рамках развития в крае особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета» за счет бюджетных средств будет создана современная инженерная инфраструктура: подведен газ, созданы новые объекты электроэнергетики, водоснабжения. Значительный объем средств будет направлен на строительство транспортной инфраструктуры: планируется построить еще один мост через р. Катунь, реконструировать и построить участки дорог, прилегающих к территории комплекса «Бирюзовая Катунь», реконструировать аэропорты Бийска и Барнаула.

Резюмируя, можно сказать следующее: работа органов исполнительной власти края направлена на реализацию региональной инвестиционной политики, предусматривающей различные механизмы мобилизации частных и бюджетных финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных проектов в зонах опережающего развития.

Научная компонента

- Участвует ли в стратегическом планировании, аналитических исследованиях, прогнозах и оценках развития ситуации наука (как отдельные ученые, так и научные организации)? Отработан ли механизм такого взаимодействия?

- Использование знаний, научного опыта, перспективных разработок и аналитических заключений научного сообщества в решении вопросов стратегического развития Алтайского края стало одним из основных условий совершенствования региональной экономической политики, проводимой Администрацией края в последние годы.

В 2007 году в Алтайском крае осуществлялась разработка региональной Стратегии. В состав постоянно-действующего стратегического совета, под патронатом которого разрабатывалась Стратегия, по согласованию вошли ведущие ученые края, представители таких организаций как АНО «Институт проблем промышленного развития», АНО ВПО «Алтайская академия экономики и права (институт)», ГОУ ВПО «Алтайский государственный университет», ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет Росздрава». Они не только принимали активное участие при анализе состояния и оценке потенциала социально-экономического развития края, определении стратегических целей и приоритетов развития региона, но и выступали в качестве независимых экспертов при подготовке и рассмотрении отдельных направлений Стратегии. Ни одно из представленных ими замечаний и предложений не осталось без внимания и нашло отражение в итоговом документе.

С 2008 года участие представителей научного сообщества продолжилось в рамках работы экономического совета Алтайского края, созданного для обеспечения контроля за реализацией комплексной программы социально-экономического развития Алтайского края, в состав которой входит и Стратегия.

Необходимо отметить, что механизм сотрудничества науки и власти в Алтайском крае не ограничивается какими-либо жесткими структурами. Он ориентирован на использование всех возможных форм взаимодействия, включая организацию и проведение региональных конференций, привлечение представителей науки к участию в общественных формированиях при органах государственной власти и местного самоуправления Алтайского края.

Позитивная динамика

- С вашей точки зрения, какие структурные изменения произошли в экономике края за последние три-четыре года?

- Экономика края носит многоотраслевой характер. В объеме валового регионального продукта (далее – ВРП) преобладают доли торговли (23,7%), обрабатывающих производств (17,8%) и сельского хозяйства (16,1%).

Изменения в экономике края отчетливо прослеживаются в динамике структуры ВРП. В 2004-2007 годах доля промышленности в структуре ВРП сохранилась на уровне 22,5%. В то же время в объеме отгруженных промышленных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами увеличилась доля обрабатывающих производств (с 76% в 2005 году до 85% в 2008 году), основу которых составляют производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (около 30%), производство кокса (19%), транспортных средств и оборудования (свыше 14%). Освоение месторождений полиметаллических руд и бурого угля предопределило опережающие темпы развития производства в добывающем секторе края. Доля добычи полезных ископаемых в общем объеме отгруженных промышленных товаров увеличилась с 0,5% до 1,8%.

Максимальный удельный вес в ВРП края, также как и в целом по Российской Федерации, занимает вид экономической деятельности, связанный с оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 23,7%. Его прирост в структуре ВРП за последние три года составил 4,5 процентного пункта.

С бурным развитием мобильной телефонии резко возросла значимость связи для формирования ВРП края. Кроме того, активизация экономической деятельности позитивно повлияла на развитие транспортного комплекса края, рост грузооборота и пассажирооборота. Удельный вес транспорта и связи в ВРП суммарно составил в 2007 году 7,8% (в 2004 году – 7,1%).

Позитивное влияние на динамику экономического развития в последние годы оказывает увеличение объемов строительства, являющееся результатом высокого роста капитальных вложений. В связи с этим постепенно увеличивается доля строительства в ВРП края: с 4% в 2004 году до 4,5% в 2007 году.

В целом в 2004-2007 годах наблюдается положительная динамика валового регионального продукта. За последние три года ВРП в крае увеличился почти на четверть. По итогам 2007 года темп роста ВРП в крае превысил темп роста валового внутреннего продукта России, составив 110,4% против 108,1% соответственно.

Определены приоритеты

- Произошли ли изменения в экономической политике краевой власти? Изменились ли приоритеты в ее осуществлении?

- Основные изменения социально-экономической политики Администрации края последних трех лет обусловлены переходом к использованию новых инструментов в управлении социально-экономическим развитием края, важнейшим из которых является стратегическое планирование.

В настоящее время в крае сформирована целостная программно-стратегическая система социально-экономического развития региона, которая позволила не только сформулировать приоритеты развития края на ближайшие 5, 10 лет, но и на период до 2025 года.

Стратегические приоритеты на период до 2025 года включают 4 важнейших вектора развития Алтайского края:

  • реальную экономику,
  • инновационное развитие,
  • туризм,
  • международное сотрудничество.

При этом крайне важен первый (до 2012 года), стартовый этап, в течение которого планируется создание условий для последующего перехода экономики края на инновационный путь развития, что является главной предпосылкой для кардинального повышения качества жизни населения.

Для того чтобы в полной мере реализовать намеченное, Администрацией края были выбраны и включены в Комплексную программу в качестве приоритетов социально-экономической политики на среднесрочный период: эффективный рынок труда и занятости; высокий уровень жизни населения; надежная инфраструктура; устойчивый экономический рост; конкурентоспособные промышленность и сельское хозяйство; туризм; развитие международного сотрудничества; эффективное управление.

В 2008 году в полной мере запущен механизм реализации приоритетов комплексной программы. В течение прошедшего года:

  • рассмотрен и одобрен на заседании Комиссии Правительства РФ по вопросам агропромышленного комплекса проект концепции «Комплексное развитие Алтайского Приобья»;
  • создано ОАО «Особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», занимающееся проектированием, строительством и эксплуатацией объектов в ОЭЗ;
  • осуществлен запуск ряда крупных инвестиционных проектов в промышленности и сельском хозяйстве, ярким примером является сдача в эксплуатацию I очереди птицеводческого комплекса ООО «Алтайский бройлер» на 36 тыс. тонн мяса бройлеров в год;
  • определены границы игорной зоны «Сибирская монета», расположенной в Алтайском районе Алтайского края, организован конкурс на разработку проекта планировки ее территории;
  • созданы основополагающие инновационные структуры: некоммерческое партнерство «Алтайский биофармацевтический кластер» и Межрегиональный центр нанотехнологий;
  • началась разработка концепции создания Международного Центра приграничного сотрудничества в Алтайском крае;
  • проведены работы по корректировке схем газификации региона в целях реализации проекта газификации западных и юго-западных районов края;
  • возведен нулевой цикл федерального медицинского центра ортопедо-травматологического профиля;
  • началось формирование медицинского кластера, участниками которого выступят лидирующие лечебно-профилактические учреждения: Краевая клиническая больница, городские больницы № 1, 5 и 11, краевой онкологический диспансер, госпиталь ветеранов войн, санатории «Барнаульский» и «Обь».

Конечно же, финансовый кризис накладывает свой отпечаток и заставляет нас заново взвешивать выбранные приоритеты и планы развития. Однако изначальная направленность выбранных приоритетов социально-экономической политики администрации края на решение наиболее острых проблем и целевое развитие перспективных для края отраслей обусловила актуальность всех перечисленных приоритетов, сохранение их значимости и на сегодняшний день.

В то же время региональная социально-экономическая политика всегда учитывает и развивает политику федеральных органов государственной власти. Учитывая, что указом Президента Российской Федерации 2009 год объявлен Годом молодежи, одним из приоритетов деятельности администрации Алтайского края в предстоящем периоде должно стать также решение социально-экономических проблем молодежи, формирование и укрепление правовых, экономических и организационных условий для ее гражданского становления и социальной самореализации.

В формате партнерства

- Каким образом выстраивала краевая власть отношения со сторонними и внутренними инвесторами, собственниками крупных предприятий? Внес ли в них коррективы нынешний кризис?

- Администрацией края для активизации работы с бизнес-структурами применяются различные существующие инструменты по использованию моделей развития экономики на принципах частно-государственного партнерства с помощью следующих инструментов: соглашения о социально-экономическом партнерстве, институт особых экономических зон; концессионные соглашения; Инвестиционный фонд Российской Федерации; венчурные фонды; бизнес-инкубаторы; технопарки; центры трансфера технологий и др.

К примеру, соглашения о социально-экономическом партнерстве являются одной из эффективно применяемых и работающих форм регулирования инвестиционной деятельности на территории края. Целью соглашений является выработка единых подходов к решению социальных и экономических задач в интересах населения региона и бизнес-структур, обеспечения согласованности управленческих решений государственных органов власти и компаний.

С целью выработки единых подходов к решению социальных и экономических задач в интересах населения региона, обеспечения согласованности управленческих решений государственных органов власти и крупных инвесторов, а также системной работы с ними введен институт соглашений о социально-экономическом партнерстве. К настоящему времени данными соглашениями регламентированы отношения с такими крупными компаниями, как ООО «УГМК-Холдинг» и ОАО «Сибирь - Полиметаллы», ОАО «Алтайвагон» и холдинговой компанией «Сибирский деловой союз», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Пава», ЗАО «Эвалар» и другими. В рамках данных соглашений предусмотрена реализация крупных инвестиционных и инновационных проектов таких, как освоение ряда месторождений полиметаллических руд, развитие особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», освоение Мунайского угольного разреза, и другие. При этом планы по их реализации могут быть скорректированы с учетом ситуации, складывающейся на рынках, в том числе финансовом.

Вопрос о снижении экономической, инвестиционной активности в крае в связи с влиянием мирового финансового кризиса, в том числе и в отношении с бизнес-структурами, не стоит. Скорее, он переформулируется сегодня следующим образом – как этот кризис будет способствовать переводу экономики на инновационную модель развития и как это можно использовать в нашем регионе.

В то же время с приходом крупных инорегиональных инвесторов имеет место определенный риск, связанный с управляемостью активами, созданием центров прибыли. Понимание этого есть, как правило, у обеих сторон. Для минимизации влияния на управление этого фактора органами исполнительной власти края своевременно разработаны и введены механизмы государственно-частного партнерства и инструментарий по согласованию своих позиций с инвесторами. Применение этих механизмов способствует переходу на качественно новый тип взаимоотношений между властью и бизнесом, формирование баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

В условиях мирового финансового кризиса для решения задачи создания конкурентоспособной экономики края в долгосрочной перспективе, обеспечивающей высокий стандарт уровня и качества жизни населения, проводится целенаправленная работа администрации Алтайского края совместно бизнес-структурами по повышению инвестиционной привлекательности региона, стимулированию их к реализации в регионе масштабных проектов. Осуществляется планомерная, системная и скоординированная работа органов исполнительной власти края и бизнес-сообщества в инвестиционном процессе, а также обеспечивается комплексное использование экономических инструментов управления инвестициями.

Разумный протекционизм

- Пытается ли краевая Администрация выстраивать разумную протекционную политику по защите интересов алтайских товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках. Если да, то как, какую и в чем это конкретно проявляется?

- Работа по продвижению интересов Алтайского края проводится в рамках международного и межрегионального сотрудничества. В последние годы заключены соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с Администрацией Шуменской области Республики Болгарии, Региональным советом Франш-Конте Французской Республики, Республикой Беларусь, Казахстаном, Правительством Москвы, с регионами России – Кемеровской, Новосибирской, Белгородской, Сахалинской, Мурманской областями, Чувашской Республикой, Красноярским краем, Санкт-Петербургом и другими регионами.

В рамках подписанных соглашений и протоколов договоренностей реализуются перспективные для края направления сотрудничества, оказывается всестороннее содействие субъектам хозяйствования в установлении и развитии кооперационных связей, создаются совместные предприятия по производству конкурентоспособной продукции, алтайские товары продвигаются на внешние рынки.

Так, осуществляются поставки котельного оборудования, кокса, тягодутьевых машин, запчастей к сельхозтехнике, строительных материалов в Казахстан, сельскохозяйственной продукции - в Монголию; заключены контракты на поставку муки, растительного масла и круп алтайских производителей в Согдийскую область Республики Таджикистан.

В прошедшем году в рамках реализации Протокола договоренностей между Администрацией Алтайского края и Правительством Республики Беларусь, АО «УК «Алтайский завод прецизионных изделий» подписан контракт на поставку ПО «Минский моторный завод» форсунки для дизельных агрегатов на сумму около 140 млн. рублей.

Расширяют свои поставки в другие регионы такие предприятия Алтайского края, как ОАО «Пава», ЗАО «Алейскзернопродукт им. С.Н. Старовойтова», ОАО «Бийский котельный завод», ЗАО «Барнаульский патронный завод», ЗАО «Алтайвитамины», ЗАО «Эвалар», ОАО «Бийский котельный завод» и много других предприятий.

Как пример, можно отметить, что уже стало традицией участие делегаций Алтайского края в международной ежегодной выставке пищевой индустрии, сельского хозяйства и садоводства «Зеленая неделя» в Берлине, где представляется продукция предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края. Участие в таком мероприятии дает возможность показать экологически чистую и высококачественную продовольственную продукцию алтайских производителей, найти новых потребителей и экономических партнеров.

В целях популяризации традиций алтайских сыроделов вот уже второй год в Алтайском крае проводится международный фестиваль «Праздник сыра», куда приглашаются представители деловых кругов других регионов, республик и стран.

Сдерживающим фактором при продвижении алтайской продукции на внешние рынки, и особенно на европейский рынок, является их значительная удаленность. Большие затраты на транспортировку вследствие высоких железнодорожных тарифов, существенно снижают конкурентные преимущества алтайской продукции, особенно перерабатывающих производств.

В целях поддержки алтайских производителей Администрацией края проводилась активная деятельность на федеральном уровне по решению вопроса о предоставлении тарифных льгот на перевозку продукции зерноперерабатывающих предприятий за пределы края железнодорожным транспортом. В результате Федеральной службой по тарифам подписан приказ от 04.12.2007 г. №408-т/4 «Об индексации тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки», предусматривающий применение коэффициента 0,5 к действующим тарифам на перевозку продукции мукомольно-крупяной промышленности на расстояние свыше 1100 км. Данная льгота действует и в текущем году.

Аналогичная работа проведена Федеральной службой по тарифам России в отношении предприятий стройиндустрии в Локтевском районе. Положительное решение по вопросу применения понижающего коэффициента железнодорожного тарифа (0,75) для грузов, отправляемых и принимаемых со станций Локтевского района, позволило увеличить объемы производства и значительно расширить рынки сбыта.

В 2009 году для расширения рынков сбыта продукции алтайских мукомолов на перспективные рынки Центральной Азии Администрацией края подготовлено обращение к Председателю Правительства России Владимиру Путину по введению экспортных субсидий на продукцию перемола зерна, а также более интенсивному продвижению данной продукции в рамках межправительственных соглашений. Реализация данных предложений позволит существенно увеличить экспорт мукомольной продукции из Алтайского края.

Что касается внутреннего рынка, вот совсем свежий пример поддержки интересов алтайских товаропроизводителей, в частности предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Это строительство и открытие нового сельскохозяйственного рынка в Барнауле площадью более 5 тыс. кв.м. Это первый и пока единственный сельхозрынок краевой столицы, построенный с учетом современных требований, для реализации продуктов алтайскими товаропроизводителями.

Следует подчеркнуть, что все проводимые мероприятия способствовали расширению номенклатуры экспорта алтайской продукции и круга участников внешней и внутренней торговли края, улучшению имиджа Алтайского края, а также повышению внимания к нашему региону со стороны органов государственной власти, инвесторов, представителей деловых кругов российских регионов и зарубежных государств.