RSS - рассылка www. doc22.ru, 25.11.2009 г, "Мы ждем перемен".

25.11.2009

www. doc22.ru, 25.11.2009 г, "Мы ждем перемен".

По просьбе нашего сайта Михаил Щетинин дал оценку году уходящему и озвучил прогнозы на 2010-й

До конца 2009 года, поставившего мир с ног на голову и, хочется верить, постепенно возвращающего его в исходное положение, осталось совсем немного. Мы ждем наступления Нового года. Пожалуй, даже сильнее обычного. Потому что надеемся, что 2010 год не станет повторением кризисного 2009-го, что он будет пусть чуточку, но лучше. А жить нам будет немного легче и веселее. И наступит, наконец, такая долгожданная стабильность. Вопросов много, и с ними информационно-аналитический сайт Doc22 обратился к заместителю губернатора Алтайского края, начальнику Главного управления экономики и инвестиций края Михаилу Щетинину:

- Михаил Павлович, как вы оцениваете ситуацию в экономике края сегодня? Изменится ли она к концу года и насколько?

- Итоги 9 месяцев 2009 года свидетельствуют о сокращении объемов выпуска промышленной продукции, оборота розничной торговли, о снижении реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения. Однако, хочу отметить, что по итогам года глубина ожидаемого спада в экономике края практически по всем параметрам будет менее значительна, чем в целом по России. А в важнейших для края отраслях экономики – сельском хозяйстве и перерабатывающей и пищевой промышленности (опять же, в отличие от общероссийских показателей) ожидается существенный прирост. Так, к примеру, прирост производства продукции сельского хозяйства за 9 месяцев 2009 года составил 12,8% в сопоставимой оценке к соответствующему периоду прошлого года, пищевых продуктов – 13,5%.

Рост производства в крае мяса и молока обеспечивается реализацией ряда инвестиционных проектов в животноводстве (среди которых ЗАО «Алтайский бройлер», ООО «Альтаир-Агро»), а также вводом в эксплуатацию других новых животноводческих комплексов (среди них наиболее крупные построены в Ключевском, Хабарском и Немецком национальном районах). В растениеводстве, как вы знаете, этой осенью получен значительный урожай зерновых культур - 5,9 млн. т. Все вышеперечисленное вместе позволяет оценивать прирост производства валовой продукции сельского хозяйств не менее 11 процентов выше уровня предыдущего года.

Что касается других секторов экономики, то там ситуация, к сожалению, менее оптимистична. Приходится признать, что многим показателям край не сможет выйти на уровень 2008 года.

До конца года осталось совсем немного, и можно уже сделать достаточно точный прогноз. Индекс промышленного производства по итогам 2009 года составит, по нашим оценкам, примерно 91,5% к уровню прошлого года, темп роста инвестиций в основной капитал составит 90,5%. Темп роста оборота розничной торговли оценивается на уровне 94,7% в сопоставимых ценах к уровню 2008 года, платных услуг – 101,2%. Наиболее сильное снижение отмечается в производстве прочих неметаллических изделий, целлюлозно-бумажном производстве, в производстве машин и оборудования, в производстве электрооборудования. Вместе с тем в производстве пищевых продуктов ожидается рост на 14,6%.

- В какой мере удалось сохранить инвестиционные проекты, реализация которых была начата или намечена еще в прошлом году?

- Важной составляющей проводимой в настоящее время в нашем крае политики является оказание различных форм стимулирования компаний-инициаторов для реализации ими крупных инвестиционных проектов в ключевых для экономики края секторах. В первую очередь, в агропромышленном и промышленном.

В прошлом году администрацией Алтайского края в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации организована работа по разработке крупномасштабного проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья». Этот проект предусматривает создание в регионе - на основе принципов и механизмов государственно-частного партнерства - особо значимой аграрной территории, перевод секторов экономики агропромышленного комплекса на инновационный путь развития для обеспечения к 2025 году значительного повышения уровня и качества жизни сельского населения.

Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» соответствует основным положениям Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, призванной реализовать государственную экономическую политику по обеспечению продовольственной безопасности страны, развитию отечественного сельскохозяйственного производства, оперативному реагированию на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка в стране.

Проект нацелен на создание инфраструктурных условий для улучшения качества жизни сельского населения региона, рост экономического благосостояния, улучшение демографической ситуации. Реализация проекта приведет к повышению продовольственной и энергетической безопасности страны, закреплению Россией своих позиций на мировых продовольственных рынках, а также – к достижению ряда других важнейших показателей, характеризующих качество жизни населения. Проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья» имеет большое значение как для нашего региона, так и для России в целом.

В рамках данного проекта предусмотрена реализация более 80 инвестиционных проектов в области сельского хозяйства, сельхозмашиностроения, энергетики, производственной инфраструктуры. Предприятия-участники будут расширять существующие производства, осваивать выпуск новых видов продукции, проводить модернизацию технологический линий на основе последних достижений науки.

Уже сегодня в крае в рамках государственно-частного партнерства реализуется ряд инвестиционных проектов на общую сумму более 13 млрд. рублей. О наиболее значимых из них хотелось бы сказать более подробно.

ЗАО «Алтайский бройлер» (Зональный и Бийский районы) продолжает строительство птицеводческого комплекса мощностью 63 тыс. тонн мяса птицы в год, стоимость проекта оценивается в 8,1 млрд. рублей. Первая очередь проекта уже введена. Начиная с июня текущего года, предприятие ежемесячно реализует около 4 тыс. тонн мяса. В этом году начато строительство второй очереди с мощностью 27 тыс. тонн мяса в год и стоимостью 2,8 млрд. рублей. После завершения строительства объём производства мяса бройлеров составит более 70 тысяч тонн в год.

ООО «Западное» в Ключевском районе продолжает строительство животноводческого комплекса по производству молока и мяса с общим содержанием 4 тыс. коров дойного стада и 6 тыс. голов молодняка КРС (всего 10 тыс. голов стоимостью около 3,9 млрд. рублей). Проект предусматривает создание около 200 рабочих мест. До конца года «Западное» планирует завершить строительство первой очереди животноводческого комплекса на 1200 голов.

ООО «Алтайский бекон» реализует в Косихинском районе проект строительства свиноводческого комплекса с производством мяса свинины мощностью 20 тыс. тонн в год. Стоимость проекта 2,8 млрд. рублей, будет создано около 220 рабочих мест. Важно отметить, что этот проект предусматривает применение интенсивных и ресурсосберегающих технологий с конкурентными качественными и количественными параметрами. В 2009 году на реконструкцию свиноводческих помещений и приобретение оборудования «Алтайский бекон» запланировал направить около 1 млрд. рублей.

Еще один крупный свинокомплекс стоимостью 2,2 млрд. рублей строится в Тальменском районе. ООО «Свинокомплекс «Озерский» ведет модернизацию комплекса на 100 тыс. товарных свиней в год. При этом на приобретение оборудования для комбикормового завода, реконструкцию хладобойни и помещений предприятие еще в 2008 году направило 580 млн. рублей. В 2009 году планируется освоить уже свыше 1,6 млрд. рублей. Согласно Протоколу заседания рабочей группы Минсельхоза России от 09.06.2009 г. № 2 по оценке новых инвестиционных бизнес-проектов по развитию животноводства (включая проекты по первичной переработке молока и мяса) данный проект рекомендован банкам-кредиторам в качестве приоритетного для кредитования. В настоящее время руководство ООО «Свинокомплекс «Озерский» ведет работу по привлечению финансовых средств на дальнейшую реализацию проекта, в том числе за счет средств стратегического партнера.

ОАО «Пава» взялось за реконструкцию Ребрихинского мелькомбината, который станет современным предприятием по глубокой комплексной переработке пшеницы. Общая стоимость проекта 8,2 млрд. рублей. Он предусматривает создание около 1500 рабочих мест. В настоящее время ведется разработка проектно-сметной документации проекта. Отмечу, что этот проект реализуется в рамках подписанного в марте этого года Соглашения о социально-экономическом партнерстве между администрацией Алтайского края и ОАО «Пава». Соглашение предусматривает реконструкцию действующих производственных мощностей с увеличением мощности по производству муки. С помощью современных технологий возделывания зерновых и глубокой комплексной переработки зерна будет организован замкнутый производственный цикл: от выращивания сырья до выпуска продукции с максимально высокой добавленной стоимостью. Для этого будет построен современный перерабатывающий комплекс, оснащенный новейшим оборудованием, отвечающим всем мировым стандартам, более 80% продукции которого в перспективе охватит пищевой и кормовой секторы рынка.

ООО «Альтаир-Агро» в Ребрихинском районе продолжает строительство предприятия замкнутого цикла по производству, убою и переработке свинины. Общая стоимость проекта оценивается в 834,3 млн. рублей. Проект реализуется в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» по направлению «Ускоренное развитие животноводства». В технологии производства мяса используются животные канадской селекции, которая обеспечивает максимальную энергию роста (откорм до 110 кг живого веса в течение 145 дней). В проект современного свиноводческого комплекса заложена установка оборудования, соответствующего европейским стандартам, прогрессивная технология осеменения, оптимизация кормления.

В настоящее время завершен первый этап строительства комплекса: введен цех по убою и переработке производительностью 8 тонн в сутки. На декабрь текущего года намечен ввод в эксплуатацию технологического оборудования. На третьем этапе - в 2009-2010 годах - будет введен в эксплуатацию свинарник.

В Тальменском районе ОАО «Алтаймясопром» ведет строительство животноводческого комплекса по производству молока и мяса. Стоимость проекта 3,9 млрд. рублей. Этот проект предусматривает внедрение прогрессивной технологии раннего отъема, оптимизацию кормления и внедрение энергосберегающих технологий.

Не исключено, что с учетом ситуации, складывающейся на финансовом и продовольственном рынках, планы по реализации этих инвестиционных проектов могут быть скорректированы.

- Одним из самых крупных инвестиционных проектов на территории нашего края является, как известно, строительство ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь. Как идет его реализация?

- «Бирюзовая Катунь» - крупномасштабный проект государственно-частного партнерства в сфере туризма. Его общая стоимость – 32 млрд. рублей. Проект предполагает строительство инженерной инфраструктуры за счет государства, а объектов туристско-рекреационного назначения - за счет частных инвесторов, или резидентов. Это круглогодичный комплекс, который, несмотря на экстремально-спортивную направленность, способен удовлетворить запросы туристов любой возрастной категории.

В этой связи ускоренными темпами решаются вопросы создания внешней и внутренней инфраструктуры зоны. В течение 2009 года завершится проектирование объектов внутренней инфраструктуры. В частности, уже разработана проектно-сметная документация на строительство административно – делового комплекса, производственно-эксплуатационной базы, внутриплощадочных объектов инфраструктуры, ограждения территории, а также очистных сооружений двойной биоочистки. В стадии завершения находится проектирование пожарного депо и сооружений водозабора из реки Катунь.

Уже проведены аукционы на строительство производственно-эксплуатационной базы и дорожной сети. Ведется строительство полигона твердых бытовых отходов со сроком окончания работ – 27 декабря 2009 года. Всего на строительстве объектов ОЭЗ в течение 2008-2009 годов освоено около 600 млн. рублей.

Для создания благоприятных условий для резидентов на территории ОЭЗ внедряется система предоставления государственных услуг с применением технологии «Одно окно». В рамках данной системы резиденты смогут решать вопросы, связанные с представлением документов в налоговые органы, земельно-имущественными отношениями, проектированием, строительством объектов, привлечением рабочей силы и другими направлениями деятельности в едином сервисном центре на территории ОЭЗ. Это должно радикально упростить административные процедуры и сократит издержки резидентов. На территории ОЭЗ запланировано строительство крупнейшего в Алтайском крае закрытого аквапарка и центра экстремальных водных видов спорта. Особое внимание будет уделено спелеологическому направлению и экотуризму.

В непосредственной близости от турзоны расположена игорная зона «Сибирская монета». Стоимость проекта, по предварительным данным, составляет около 29 млрд. рублей. В настоящее время ведется активная работа по созданию внешней инфраструктуры комплекса, которая строится одновременно для особой экономической и игорной зон.

Первым этапом строительства «Сибирской монеты» стала разработка проекта планировки территории игорной зоны. Уже проведено межевание участков первой очереди строительства объектов игорной зоны, оценена часть участков для передачи их потенциальным инвесторам.

В сентябре 2009 года уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края по управлению игорной зоной «Сибирская монета» определено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Сделано это для обеспечения эффективности управления.

Хочу подчеркнуть, что заявленные инициаторами инвестиционные проекты реализуются с учетом влияния на мировом финансовом рынке. При этом в оперативном режиме постоянно осуществляется мониторинг предприятий, реализующих проекты, консультации с организациями по локализации или устранению возникающих проблем, связанных с кризисными явлениями.

Таким образом, позиции инициаторов инвестиционных проектов на территории края остались неизменными. Конечно, проведена коррекция сроков в бизнес-планах по строительству объектов и приобретения другого имущества, однако, отказов от осуществления проектов не установлено.

- Как администрация края поддерживает (стимулирует) инвестиционную активность предпринимательского сообщества? Насколько эти меры, на Ваш взгляд, результативны?

- Реализация крупных системообразующих проектов ведется на принципах государственно-частного партнерства. Администрация Алтайского края принимает на себя обязательства по созданию объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, в том числе при софинансировании за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации, что позволяет минимизировать затраты инвестора. Делается это для получения положительного социального и экономического эффекта. Кроме того, многие проекты реализуются при поддержке администрации края в виде субсидирования налога на прибыль, налога на имущество, части банковской процентной ставки по привлекаемым инвесторами банковским кредитам; возмещения части расходов, связанных с приобретением машин и оборудования по договору лизинга.

Для стимулирования инвестиционной деятельности на территории нашего региона администрацией края используются разнообразные формы государственной поддержки предприятий малого, среднего и крупного бизнеса. На протяжении ряда лет осуществляется субсидирование части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым субъектами малого и среднего предпринимательства. Только в текущем году поддержано 347 таких проектов, выделено 17,4 млн. рублей, из которых более 10 млн. рублей – это средства федерального бюджета. С учетом же прошлого года поддержка составила 53,4 млн. рублей, из них 30 млн. рублей - средства федерального бюджета.

Для того, чтобы банковские кредиты были доступны предприятиям малого и среднего бизнеса, создан Алтайский гарантийный фонд. Это позволило привлечь предпринимателями 444 млн. рублей кредитных ресурсов для реализации 84 проектов (в том числе 72-х - в текущем году). Общая сумма предоставленных поручительств составила 101,8 млн. рублей. В числе наиболее значимых можно назвать, к примеру, следующие проекты: «Расширение и техническое перевооружение действующего производства устройств для зарядки автомобильных аккумуляторов» (ООО «Микросистема», г. Бийск; изделие подобного класса в России больше никем не производится); «Создание свиноводческого комплекса на 12 тысяч голов» («ООО «Альтаир-Агро», Ребрихинский район); «Разработка и внедрение инновационных технологий, в том числе пленочных обогревателей и добавок к бетону» (ООО «Импульс», г. Яровое).

Предприятия малого бизнеса, привлекшие кредиты для реализации своей деятельности с использованием средств гарантийного фонда, смогли в 2009 году сохранить численность работающих, а это более 1900 человек.

В этом году малому предпринимательству предложены также две новые формы поддержки. Суть первой заключается в обеспечении обязательств предпринимателей перед кредитными организациями с помощью созданного для этих целей Алтайского фонда микрозаймов. Получателями займов уже выступили 10 субъектов малого бизнеса, общая сумма предоставленных займов составила 9 млн. рублей. Вторая форма направлена на поддержку начинающих предпринимателей через предоставление грантов для открытия собственного бизнеса. Таким образом поддержано 46 предпринимателей. Средства краевого бюджета в сумме 5 млн. рублей перечислены на счета победителей в полном объеме. Приведу только один пример: реализацией одной из перспективных бизнес-идей − коммерциализацией наукоемкого инновационного продукта «Набор для выделения и очистки ДНК «Diamond DNA» − намерена заниматься барнаульская компания «Алтайбиотех».

В отношении крупного бизнеса также действуют меры государственной финансовой поддержки, в числе которых субсидирование части банковской процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ по кредитам и компенсация налогов в части, зачисляемой в краевой бюджет. Достаточно сказать, что в 2008 году за счет средств краевого бюджета предприятиям компенсирована часть банковской процентной ставки в сумме около 200 млн. рублей. В 2009 году субсидирование осуществляется по кредитам на сумму 6,5 млрд. рублей, такую поддержку получило 41 предприятие, им в общей сложности выделено 185 млн. рублей. Опосредованными получателями государственной поддержки является большое число предприятий, модернизирующих, обновляющих свою производственную базу на условиях лизинга, поскольку возмещение части банковской процентной ставки осуществляется и участникам лизинговой деятельности (ООО «Лизинг-Инвест», ООО «Алтайавтоспецмаш»).

Я бы назвал существенной и финансовую поддержку крупного бизнеса через субсидирование затрат по налогу на имущество, созданное в результате реализации инвестиционных проектов. Например, ЗАО «Алтайский бройлер» в соответствии с принятым решением будет выделено более 70 млн. рублей.

Предприятия, получившие господдержку в 2008 году, в том же году обеспечили прирост налогов в бюджет края в сумме 441,8 млн. руб. Это 143 % по сравнению с предшествующим годом. Средняя заработная плата работников выросла в 52 организациям из 53-х. В том числе: до 30 % − в 34 организациях, от 30 до 50 % − в 13 организации, свыше 50 % − в 5 организациях.

Сегодня на законодательном уровне закреплены положения, обеспечивающие комфортные условия для инвесторов, предусматривающие предоставление государственного финансирования на строительство объектов энергетической, транспортной и коммунальной инфраструктуры. Так, для подготовки площадок с объектами инженерной инфраструктуры администрацией края в Минрегион России направлены три региональных инвестиционных проекта в области жилищного строительства - для участия инвестиционных проектов, претендующих на получение бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации в конкурсном отборе. Реализация данных проектов предусмотрена на принципах и механизмах государственно-частного партнерства с участием средств Инвестфонда России, частных инвестиций, краевого и муниципальных бюджетов. В настоящее время данные проекты находятся на рассмотрении в Департаменте инвестиционных проектов Минрегиона России.

Таким образом, администрация Алтайского края максимально использует формы и инструменты в рамках последовательно проводимой региональной инвестиционной политики с целью поддержки реализуемых инвесторами проектов, отработки механизмов мобилизации бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов для осуществления инвестиционных проектов в различных секторах экономики края…

(продолжение интервью с Михаилом Щетининым читайте завтра)

С умеренным, но все же оптимизмом

Про экономистов шутят: где сойдутся три экономиста, там возникает как минимум четыре мнения. Не смешно. Хочется чего-то более определенного. Если прогнозов – то четких, ясных и, что душой кривить, положительных. От разночтений и неопределенности голова пухнет. Чего ждать в 2010 году, чего бояться? Предлагаем вашему вниманию продолжение интервью (начало интервью здесь) с заместителем губернатора, начальником Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаилом Щетининым:


- Михаил Павлович, возможно ли, по вашей оценке, - и если да, то в какие сроки - восстановление прежней инвестиционной активности в крае? Насколько политика естественных монополий, устанавливаемые ими высокие тарифы, снижают инвестиционную активность бизнеса? Каковы, на ваш взгляд, возможные варианты разрешения ситуации?

- Актуальным, скорее, является вопрос не восстановления прежней инвестиционной активности, а ускорения модернизации, обновления основного капитала для перевода секторов экономики края на инновационную модель развития и тем самым существенного повышения ее конкурентоспособности.

Полагаю, мировой финансовый и экономический кризис является тем самым стимулом для инновационного рывка российской экономики, в том числе экономики Алтайского края, который открывает новые возможности для развития инноваций, стимулирования инновационной деятельности. Кризис хорош и тем, что долгосрочные цели могут существенно перевесить краткосрочные.

При этом текущая политика естественных монополий (энергетика, российские железные дороги и др.) и методы расчета тарифов способствует тому, что сегодня все активнее стали разрабатываться и предлагаться к внедрению проекты, содержащие энергосберегающие технологии и техническое оборудование. Активно формируются и транспортно-логистические центры.

Так, возобновляемые источники электрической энергии становятся перспективными для поэтапного формирования конкурентной среды и могут стать дополнительным стимулом к развитию электроэнергетического комплекса края и появлению альтернативных источников энергетики (от ветроустановок и биогазовых комплексов до комплексной переработки промышленных и бытовых отходов). К тому же очевидно преимущество возобновляемых источников энергии – это их неисчерпаемость и экологическая чистота.

Над проектами программ по строительству ветроэнергетических станций в Алтайском крае работает ряд организаций, в том числе компании «ВинСАТ» и «Вент Русс». Уже в этом году «ВинСАТ» на основе результатов работы ветроизмерительного оборудования определила площадки, на которых планирует разместить первый в крае ветрогенератор мощностью 250 кВт для снабжения энергией локальных потребителей. В настоящее время ведется установка мачты для последующего монтажа ветрогенератора. Кроме того, швейцарской фирмой прорабатываются варианты реализации проектов по строительству мини-ГЭС в горных и предгорных районах.

В рамках разработки проекта соглашения о социально-экономическом партнерстве между администрацией Алтайского края и компанией «Сименс АГ» также предусмотрена реализация проектов в области энергетики (имеется в виду производство, распределение электрической и тепловой энергии, энергосбережение, развитие технологий по производству нетрадиционных и возобновляемых источников электрической энергии).

- Какая отрасль вытащит за собой экономику края из кризиса (если вообще можно так ставить вопрос применительно к нашему региону)?

- Экономика Алтайского края достаточно диверсифицирована, поэтому говорить о какой-то отдельной отрасли, способной самостоятельно вывести экономику края из кризиса, наверное, некорректно.

Значительный удельный вес сельского хозяйства, а также перерабатывающей и пищевой промышленности в создании добавленной стоимости, безусловно, позволяют смягчать отрицательное влияние кризиса на региональную экономику.

В крае есть предприятия, которые в предкризисный период интенсивно стремились к развитию и укреплению собственной экономики. И инновационная составляющая оказалась определяющим фактором для преодоления предприятиями кризисных явлений. Конечно, предприятия эти тоже пострадали, но в меньшей степени, чем другие. Их продукция продолжает пользоваться спросом, поскольку ее качество на фоне мировых стандартов выдерживает достаточно серьезную конкуренцию и находит свой сбыт не только на территории России, но, как и раньше, за рубежом.

Большое значение для выхода края из кризиса имеет реализация проектов, поддержанных и одобренных Правительством России. К ним относятся создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета». Этим проектам уделяется особое внимание, инвесторы сегодня проявляют к ним повышенный интерес.

Алтайский край – интенсивно формирующийся туристско-рекреационный регион. По разным оценкам, на территории края ежегодно отдыхает от 800 тыс. до 1 млн. туристов. И «Бирюзовая Катунь», и «Сибирская монета» – это крупномасштабные проекты государственно-частного партнерства в сфере туризма и развлечений. Соседство туристической и игорной зон позволяет минимизировать расходы федерального и регионального бюджетов на строительство объектов внешней инфраструктуры и в перспективе позволит значительно расширить спектр развлечений для отдыхающих и значительно увеличит приток туристов в Алтайский край. К 2025 году этот показатель может, по оценкам экспертов, достигнуть 3 млн. человек в год, что будет соответствовать 6-8% российского туристического потока. Это позволит создать новые рабочие места и увеличить денежные доходы граждан (прирост численности работающих в круглогодичных средствах размещения составит не менее 2 тыс. человек), даст дополнительный толчок развитию потребительского рынка.

Мы активно поддерживаем развитие инфраструктуры, создаем условия для привлечения средств на газификацию, дорожное строительство, на социальное обустройство деревни. Это позволяет поддержать спрос на продукцию стройиндустрии края.

Стремление федеральных органов власти в ближайшие годы обеспечить внутренний рынок лекарственными препаратами отечественного производства дает шанс для развития фармацевтической отрасли региона. В последние годы мы создаем и региональные условия для этого.

Возможности наукограда Бийска и созданный на его базе Алтайский биофармацевтический кластер выступают серьезными предпосылками для формирования мощного и самостоятельного игрока на рынке фармацевтики в лице Алтайского края.

Кластерообразующие организации сегодня выпускают около 600 видов лекарственных средств, биологически активных добавок, субстанций лекарственных средств и обладают более чем 100 патентами. А некоторые из них являются единственными производителями в России фармацевтических субстанций. Фармпредприятия края имеют соответствующие стандарту GMP свободные мощности по производству таблеток и капсул более 2 млрд. штук в год. Это не менее 5% российского рынка. Более того, эти мощности могут быть существенно увеличены. Примечательно, что на фоне кризиса предприятиям кластера удается сохранять положительный прирост объемов производства. Мы продолжаем активно работать в этом направлении, давая предложения в федеральную целевую программу по развитию фармацевтики.

Развитие кластера на основе цепочки добавленной стоимости: «производство субстанций – производство препаратов – развес и упаковка – сбыт препаратов» способно дать мощный синергетический эффект, основанный на выходе за рамки существующей отраслевой схемы и объединении вокруг системы взаимосвязанных продуктов предприятий из разных отраслей - химической, фармацевтической, пищевой и перерабатывающей.

Не сомневаюсь, что выход из кризиса напрямую связан с поддержкой, стимулированием и развитием реального производства. Поэтому мы продолжаем технологическую и техническую модернизацию региональной промышленности и сельского хозяйства, поддерживаем системообразующие и крупномасштабные региональные инвестиционные проекты.

- Экономический прогноз Главэкономики на 2010 год - на чем он базируется?

- Конечно, финансовый кризис оказал негативное влияние на экономику Алтайского края. По итогам 9 месяцев этого года было зарегистрировано сокращение объемов выпуска промышленной продукции, оборота розничной торговли, инвестиций, снижение реальной заработной платы и реальных денежных доходов населения края. Однако ситуация в экономике постепенно стабилизируется, и, по экспертной оценке, в 2010 году наиболее вероятен умеренно-оптимистичный прогноз социально-экономического развития.

В сельском хозяйстве в 2010 году запланирован темп роста 104,8 %. Индекс промышленного производства может составить 103,4 %. Прогнозируется также опережающий рост производства пищевых продуктов. На высоком уровне прогнозируются темпы роста в обработке древесины, производстве машин и оборудования, а также транспортных средств и оборудования, основу которого составляет вагоностроение.

Темп роста инвестиций в основной капитал, согласно прогнозу, составит 108,8%. Приостановить тенденцию спада 2009 года позволит реализация важнейших для края проектов и программ. В сельском хозяйстве и переработке – это реализация проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья», а также мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. В обрабатывающем производстве крупным проектом является строительство конденсационной электрической станции мощностью 675 МВт и увеличение объема добычи угля на Мунайском угольном разрезе до 2,7 млн. тонн в год. Важным также является проект по модернизации ОАО «Алтайвагон». В сфере туризма и развлечений будет продолжена работа по реализации проектов в рамках создания ОЭЗ туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорной зоны «Сибирская монета».

Прогнозируется также постепенное восстановление объемов розничного товарооборота, который будет определяться потребительскими расходами населения и приблизительно соответствовать динамике увеличения реальных денежных доходов населения. За 2010 год они увеличатся на 0,5 % и будут определяться ростом оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, социальных выплат населению (в основном за счет роста пенсий).

Кроме того, предполагается индексация как базовой, так и страховой части пенсии. Размер среднемесячной заработной платы составит в 2010 году 11,8 тыс. рублей. Зарплата будет расти, прежде всего, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, а также в бюджетной сфере в связи с переходом на новую систему оплаты труда.

Прогнозная оценка развития рынка труда базируется на постепенном повышении востребованности трудовых ресурсов в экономике. В результате применения стимулирующих мер доля занятых в малом бизнесе от общей численности занятых в экономике в 2010 году увеличится до 42,7%. Соответственно, на малых предприятиях увеличится численность работающих и финансово-экономические показатели.

Макроэкономическую стабильность будет обеспечивать умеренная динамика цен. Инфляционная динамика будет зависеть от реализации мер правительства Российской Федерации по ограничению темпов роста тарифов субъектов естественных монополий. Индекс потребительских цен в Алтайском крае в 2010 году прогнозируется, как и в России в целом, в пределах 110%.

На уровне края эффективными в части снижения инфляции могут стать меры по стимулированию продвижения алтайских товаров и развитию конкуренции (особенно на продовольственных и сельскохозяйственных рынках), а также меры, направленные на повышение энергоэффективности экономики.

Учитывая прогнозную динамику отраслей реального сектора экономики, валовой региональный продукт в 2010 году по сравнению с оценкой предыдущего года возрастет на 38,5 млрд. рублей. Темп роста валового регионального продукта края мы прогнозируем на уровне 103,8 % при уровне прогноза по Российской Федерации 101,6%.