RSS - рассылка ""МК на Алтае", 23-30 декабря 2009г., «АЛТАЙСКОЕ ПРИОБЬЕ» - ОКНО НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ".

23.12.2009

""МК на Алтае", 23-30 декабря 2009г., «АЛТАЙСКОЕ ПРИОБЬЕ» - ОКНО НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ".

«АЛТАЙСКОЕ ПРИОБЬЕ» - ОКНО НОВЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ.

Работа над стратегическим для нашего региона проектом продолжается.

Что и говорить, кризис заставил серьезно скорректировать планы экономического развития. Однако даже сегодня, в непростых условиях мирового кризиса, краевые власти не забывают о приоритетах и стратегических перспективах. К таковым администрация региона относит масштабный проект «Комплексного развития Алтайского Приобья». О том, как он развивается в контексте сложной макроэкономической ситуации, рассказал вице-губернатор, начальник Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаил ЩЕТИНИН.

- Михаил Павлович, в последнее время руководство страны в качестве приоритета стратегического развития страны выдвигает модернизацию, инновационный вектор. Какова, на ваш взгляд, инновационная компонента проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья»?

- Инновационность проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» заключается в следующем. Акцент сделан на комплексном территориальном развитии, в основу которого положены формирование территорий, обладающих полным набором объектов образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, создание необходимой инфраструктуры по поддержке малого бизнеса, обеспечение высокой транспортной доступности этих объектов для жителей края. Это позволит обеспечить занятость населения путем межрайонной интеграции производителей, переработчиков, промышленного производства, предприятий сервисного обслуживания. Кроме того, развитие сервисной сети будет гарантировать сельскохозяйственным товаропроизводителям поставку запасных частей и устранение поломок техники в течение 24 часов для любого хозяйства (в настоящее время это занимает от 2 до 10 суток), а также сделать плечо обслуживания не более 100-150 км (в настоящее время оно достигает 500 км).

Планируется интенсифицировать производство, технически перевооружить его на основе применения инновационных технологий с целью повышения эффективности сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности.

Проект предполагает развитие семеноводческой отрасли с применением передовых технологий в производстве и управлении на базе современных достижений науки и техники, соответствующей кадровой подготовке, а также создание модельного предприятия по производству качественного семенного материала. Это позволит создать современную интегрированную самоокупаемую систему, в структуре которой будут представлены такие основные звенья, как селекция, первичное семеноводство, промышленное семеноводство, семяочистительные заводы по обработке семян, торговля, и соответственно, решить проблемы по обеспечению аграрных хозяйств качественным семенным материалом с целью получения высоких и стабильных урожаев зерна.

- Как известно, значительная доля инвестиций в проекте «забронирована» за частным капиталом. Есть ли реальный интерес со стороны бизнеса к перспективам участия в этом проекте?

- Со стороны бизнес-сообществ инициатива администрации края по приданию Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории на примере проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» поддержана изначально, поскольку реализация проекта предусматривает использование принципов и механизмов государственно-частного партнерства. Организациями–частными инвесторами самостоятельно представлены инвестиционные проекты, являющиеся значимыми для Алтайского края и соответствующие приоритетным направления социально-экономического развития, которые прошли экспертизу и включены в проект «Алтайское Приобье».

Предоставление господдержки в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» планируется законодательно утвердить на федеральном уровне. Для этого разработан проект Федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который определит условия создания в России особо значимых аграрных территорий в Российской Федерации, а также порядок установления специального правового режима осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на данных территориях.

В настоящее время по ряду инвестиционных проектов уже завершены первые этапы их реализации, а по другим – строительство начато.

- Какие коррективы, по вашим оценкам, внес в инвестиционный ландшафт нашего региона мировой кризис? Как отразились – положительно и отрицательно - кризисные явления на развитии проекта «Алтайское Приобье»?

- Рост стоимости кредита и изменение условий его получения приводит к существенному ограничению спроса на инвестиционные ресурсы. В то же время, по предварительной оценке 2009 года, темпы роста в пищевой и перерабатывающей промышленности (134,44%), и в сельском хозяйстве (в 102,4%) демонстрируют повышение и объективно подтверждают правильность выбранных администрацией края приоритетов и своевременность разработки проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

Представляется, что мировой финансовый и экономический кризис является тем самым стимулом для инновационного рывка российской экономики, в том числе Алтайского края, который открывает новые возможности для развития инноваций, стимулирования инновационной деятельности. Кризис в известном смысле расширяет горизонты, заставляет мыслить масштабно, стратегически, когда долгосрочные цели могут существенно перевесить краткосрочные.

Вместе с тем, заявленные инициаторами инвестиционные проекты реализуются с учетом влияния на мировом финансовом рынке. При этом в оперативном режиме постоянно осуществляется мониторинг предприятий, реализующих проекты, консультации с организациями по локализации или устранению возникающих проблем, связанных с кризисными явлениями.

При этом в нынешней ситуации не идет речь об отказе или существенной корректировке инвестиционных проектов, осуществляемых на территории Алтайского края. Реализация части проектов ведется на принципах государственно-частного партнерства. В рамках его государство предоставляет гарантии по созданию объектов транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктуры, что позволяет минимизировать затраты инвестора с целью получения положительного социального эффекта. Такое взаимовыгодное сотрудничество является своеобразной «прививкой» от кризиса. К примеру, многие проекты реализуются при поддержке администрации края в виде субсидирования части банковской процентной ставки.

- Продолжается ли разработка проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья»? В каком формате? Кто в ней участвует и в каком качестве?

- Разработка проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» продолжается в установленном порядке. Презентация проекта состоялась на совещании в Минсельхозе России с участием представителей министерств регионального и экономического развития Российской Федерации, рассмотрена на расширенном заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам АПК и одобрена, как соответствующая приоритетам социально-экономического развития России.

На заседании Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы ФС РФ «О проблемах комплексного развития аграрных территорий на примере проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» поддержано предложение администрации Алтайского края о создании в Российской Федерации зон опережающего экономического роста – особо значимых аграрных территорий. Одобрены концептуальные положения представленного проекта Федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и признано необходимым создать рабочую группу по его доработке. Для этого Комитету по аграрным вопросам Государственной Думы предложены кандидатуры представителей Алтайского края.

В июне текущего года презентация проекта состоялась в Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Кроме того, в рамках круглых столов, организованных Администрацией края, с участием органов исполнительной власти, экспертов, разработчиков, научных сообществ и инициаторов обсуждаются варианты подходов предложенных в проекте путей решения системных задач по стабилизации ситуации на внутреннем агропродовольственном рынке страны и внесению существенного вклада в формирование государственного резерва.

Проект Федерального закона«Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включен в план работы Совета администрации края на 2010 год. По итогам обсуждения на Совете будет принято решение о внесении на рассмотрение сессии Алтайского краевого Законодательного Собрания.В случае одобрения проект будет представлен в Комитет по аграрным вопросам ГД РФ с целью доработки его в рамках созданной рабочей группы с последующим направлением в Государственную думу РФ.

- Можно ли говорить, что уже выстроена стратегия продвижения этого крупного инвестиционного проекта на федеральном уровне? Какие внешние и внутренние политические и экономические факторы могут благоприятствовать осуществлению проекта? Существует ли понимание и поддержка со стороны других субъектов Российской Федерации?

- Стратегия развития проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» содержит ряд последовательных действий и мероприятий, связанных с представлением в федеральные исполнительные и законодательные органы власти, бизнес-сообществу, экспертам, научному сообществу в рамках заседаний, круглых столов, конференций и др.

К числу благоприятных внешних и внутренних факторов можно отнести следующие:

- рост курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю способствует выпуску алтайской экологически чистой продукции, расширению номенклатуры экспорта продукции и круга участников внешней и внутренней торговли края, как в регионы России, так и в страны Ближнего Зарубежья;

- реализация указанных выше инвестиционных проектов на прогрессивном, энергосберегающем оборудовании позволит производить конкурентоспособную по цене продукцию.

Что касается вопроса поддержки проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» со стороны других субъектов Российской Федерации, то здесь необходимо отметить следующее. На заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса (23 декабря 2008 года) органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать региональные концепции комплексного развития агропромышленного комплекса на примере проекта «Алтайское Приобье».

На заседании Комитета по аграрным вопросам Государственной Думы ФС РФ «О проблемах комплексного развития аграрных территорий на примере проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» (25 июня 2009 года) представители Краснодарского края и Новосибирской области в своих выступлениях поддержали проект «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

Таким образом, регионы Российской Федерации объективно заинтересованы в принятии федерального закона «Об особо значимых аграрных территориях в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования особо значимых аграрных территорий, а также определяющего порядок установления специального правового режима осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на данных территориях.

- Не изменились ли базовые целевые параметры, заложенные в проект? Его идеология с четко очерченными социальными приоритетами?

- Базовые целевые показатели, предусмотренные проектом «Комплексное развитие Алтайского Приобья», являются неизменными. Идеология проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» детально проработана с учетом инвестиционных возможностей края и частного бизнеса.

В условиях мирового финансового кризиса и адаптации структуры экономики к новым условиям именно сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность становятся локомотивами экономического развития. Кроме того, развитие сельского хозяйства страны с помощью таких инициатив, как проект концепции «Комплексное развитие Алтайского Приобья», является именно тем самым «окном новых возможностей», которое открывает для производителей сельскохозяйственной продукции четкие и внятные перспективы дальнейших действий.

Беседовал Артем КУДИНОВ