RSS - рассылка "Алтайская правда"№356-358 (20.11.09.) "Пока едут - цена не упадет"

20.11.2009

"Алтайская правда"№356-358 (20.11.09.) "Пока едут - цена не упадет"

ПОКА ЕДУТ - ЦЕНА НЕ УПАДЕТ

ЧЕГО ЕЩЕ НЕ ХВАТАЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДУСТРИИ ОТДЫХА В КРАЕ

Несмотря на холодное лето, туристический сезон в уходящем году был не хуже прошлогоднего. А если верить статистике, то и лучше. Больше людей отдохнуло и полюбовалось красотами Алтайского края, больше наших земляков смогло погреть косточки на берегах Черного и Средиземного морей.

Говорить об успехах легко и приятно, поэтому мы с куратором отрасли вице-губернатором Михаилом Щетининым решили обсудить проблемы, которые еще мешают развитию туризма в регионе.

В ИНДИВИДУАЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

- Михаил Павлович, по-вашему, какие вопросы требуют вмешательства властей, а какие надо решать бизнесу?

- Бизнесу для начала нужно изменить свою иждивенческую психологию. Потому что предприниматели полагают, что власть обязана решить все их проблемы, желательно все сразу, одномоментно. На наш взгляд, она должна помочь решить организационные и инфраструктурные вопросы, способствовать продвижению бизнеса на рынке. А предприниматели должны вкладывать в этот бизнес деньги. И в этом кроется вся проблема. Многие не понимают, что серьезный финансовый результат можно получить только после инвестирования адекватного количества финансовых ресурсов в тот или иной проект.

- Некоторые предприниматели считают, что развитие отрасли сдерживается нехваткой круглогодичных мест размещения, расположенных в живописных местах. В то же время Лесной кодекс запрещает капитальное строительство на землях гослесфонда. Где же выход?

- Проблема с круглогодичным отдыхом есть. Но она связана не только с нехваткой капитальных помещений. Мало отдыхающему обеспечить комфортное проживание, нужно еще чем-то интересным занять его время, предложить полноценный отдых. То есть, если мы говорим о предгорьях, нужно строить современные горно-лыжные комплексы с трассами различной категории сложности, подъемниками, системами оснеживания, в лесостепной зоне - предлагать оборудованные трассы для лыжных прогулок, катание на снегоходах, на лошадях и т.д.

- Базы, которые находятся в лесу, рано или поздно заставят снести. Их владельцы чувствуют себя временщиками, не вкладывают деньги в развитие.

- Если они построились самовольно в гослесфонде, то они должны подлежать сносу либо должны пройти процедуру узаконения, перевода их в категорию земель, на которых разрешено капитальное строительство.

- Предприниматели говорят, что практически это сделать невозможно.

- Потому что построили самовольно, что категорически запрещено. В администрацию края поступает много обращений с просьбой о переводе земель из сельхозназначения в земли поселений, чтобы на них построить туристический объект. Мы заинтересованы в их строительстве. Однако следует выяснить, что выгоднее для края исходя из долгосрочной перспективы: выращивать на данном земельном участке хлеб, сохранять лесной массив или построить турбазу. Как правило, вопрос решается положительно для просителя.

- Может, надо инициировать поправки в Лесной кодекс, разрешающие эксплуатацию уже построенных в лесу турбаз?

- В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации туризма и отдыха. Вместе с тем, я думаю, в каждом конкретном случае такого строительства надо разбираться индивидуально. В противном случае у нас в процессе обсуждения поправок в парламенте половина лесов застроят турбазами.

- Когда нет единых правил игры и с каждым разбираются индивидуально, расширяются возможности для коррупции.

- Почему? Есть закон, исполнение которого обязательно для всех. Существуют единые узаконенные процедуры для такого рода разбирательств. Следует различать предпринимателя, который построил летние домики для отдыха в лесу, нарушив при этом согласовательный регламент, а есть тот, кто построил особняк для себя и для друзей, уничтожив несколько гектаров леса. Так вот последние есть те хищники, которым надо дать по рукам, чтобы в следующий раз было неповадно.

- Существует проблема доступа к естественным водоемам. Потому что такие "хищники", как вы говорите, огораживают заборами свои имения в живописных местах так, что остальным отдыхающим к берегу не подобраться.

- Этой проблемой сейчас занимаются экологи и профильные надзорные органы. Вместе с тем доступ к воде и изолированный пляж должны быть и у тех, кто построил на берегу санаторий или туркомплекс. Потому что администрация этих заведений обязана обеспечить таким образом безопасность своих отдыхающих.

ПО КОЛЬЦУ

- Не все отдыхающие любят проводить время на одном месте. Отдельные товарищи предпочитают разом посмотреть все красоты. Планируется ли создание маршрутов между местами отдыха?

- Наш губернатор не раз озвучивал идею создания "Золотого кольца Алтая". Но это не значит, что все базы должны быть связаны между собой. Речь идет о том, чтобы проложить дороги между потенциально интересными для отдыхающих объектами показа. Сейчас заканчивается строительство трассы от "Бирюзовой Катуни" до Нижнекоянчи. И люди, которые будут отдыхать в Белокурихе, смогут совершенно спокойно в выходные дни проехать по кольцу. Посетить Сростки, Бийск, "Бирюзовую Катунь". Будет работать игорная зона - заедут туда. В Смоленском районе есть несколько интересных для показа объектов.

- В строительстве будут принимать участие только власти или бизнес тоже?

- К сожалению, туристический бизнес не торопится вкладывать деньги в инфраструктуру. По разным причинам: у одних не хватает средств (они собственный бизнес до конца обустроить не могут), у других настрой такой, чтобы получить максимальную прибыль в летний сезон, а потом до весны спокойно тратить деньги, которые заработали летом, а о третьих я говорил уже выше - они ждут, когда все обустроит государство.

ПОКА ПОТЕНЦИАЛ

- Администрация края много сил и средств тратит на пиар и продвижение алтайского турпродукта. Есть ли результаты?

- К сожалению, пока бизнес в очень небольших количествах предлагает туристический продукт. Имеется в виду в оформленном, завершенном виде. Например, какой-то туристический маршрут - сертифицированный, обеспеченный экскурсоводами, инструкторами и т.д.

Поэтому пока мы в большей степени продвигаем туристический потенциал региона. Потенциально нам есть что показать. И мы будем продолжать это делать, участвуя в специализированных выставках. Мы заняли серьезные позиции на берлинской выставке "ITB", и это признало Министерство спорта, туризма и молодежной политики России.

В следующем году планируем разместить экспозиции в берлинской выставке, на московских "Интурмаркет" и "MITF". В других серьезных мероприятиях собираемся участвовать в несколько урезанном формате.

- Минувшим летом в крае побывали итальянские специалисты по турбизнесу. Каковы итоги этого визита?

- Они оценили наш туристический потенциал, в частности, планы по строительству горно-лыжных спусков в районе "Бирюзовой Катуни". Думаю, что в ближайшее время мы подпишем с провинцией Больцано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого один из резидентов "Бирюзовой Катуни" заключит контракт на поставку горно-лыжного оборудования: подъемников и аппаратов для оснеживания склонов.

В свою очередь итальянцы выразили интерес к возможности организации в Алтайском крае производства горно-лыжных подъемников.

- Известно, что возглавляемое вами ведомство (Главное управление экономики и инвестиций. - Прим. ред.) готовило документы, чтобы нашему региону получить финансирование в рамках федеральной программы "Развитие въездного и внутреннего туризма в 2011-2016 гг.". Можно поделиться результатами этой работы?

- Мы дали свои предложения почти на 16 миллиардов рублей. Речь идет о 15 крупных инфраструктурных объектах в Яровом, Егорьевском, Завьяловском, Курьинском, Солонешенском, Алтайском и других районах. Посмотрим, что из этого получится.

- Кстати, как движется разработка региональной программы развития туризма?

- Программа будет принята в ближайшие месяц-два, иначе мы рискуем не попасть в федеральную.

Главная беда туризма на Алтае - инфраструктура. Поэтому в нашей программе упор будет сделан на строительство дорог, энерго- и водоснабжение.

- Если туристско-рекреационный потенциал края сосредоточен в предгорьях, то курортно-оздоровительный - в степных районах. Известно, что в Яровом бизнесмены довольно успешно его осваивают. А вот в Завьялово все находится в зачаточном состоянии.

- Завьяловские предприниматели построили на берегу озера летние домики. Мы активно ищем серьезного инвестора, который бы взялся строить там санаторный комплекс. Но пока экономический кризис этому мешает.

Я рассматриваю санаторно-курортный бизнес как способствующий развитию туризма. Кто-то едет в санаторий подлечиться, кто-то полюбоваться окружающими красотами.

ТАКОВА МЕНТАЛЬНОСТЬ

- Вас не смущают высокие цены, которые предлагают наши предприниматели в пик сезона? Они сопоставимы с отдыхом в Турции.

- Нас тревожит транспортная составляющая в стоимости услуг. Все-таки из европейской части сюда дороговато добираться. Я думаю, нужно, с одной стороны, предложить услуги европейского уровня, с другой - привести в соответствие цены.

Но такова ментальность нашего бизнеса: пока едут, услуга востребована - цена не упадет. Власть не должна через колено ломать того или иного владельца туркомплекса, призывая его к совести. Когда он поймет, что сможет заработать больше с оборота, чем урвать с клиентов в пик сезона, он сам умерит аппетит.

- Какие у нас перспективы с открытием аэропорта в Бийске?

- Проектно-сметная документация на реконструкцию взлетно-посадочной полосы готова и прошла госэкспертизу. Мы активно работаем с банками, с Минэкономразвития, с Минтрансом. И очень рассчитываем в следующем году начать и к 2012 году закончить реконструкцию полосы.

- Вы довольны итогами прошедшего турсезона?

- Финансовый результат мог быть, конечно, и лучше, но в целом я удовлетворен. Несмотря на прохладное лето, несмотря на то, что наш бизнес ворчал, скрипел, сезон состоялся. По оценке, туристский поток в Алтайский край оказался сопоставим с показателями прошлого года, то есть около 1 млн. человек. В прошедшем сезоне в регионе побывали туристы не только из ближайших регионов Сибири, но и практически из всех уголков России и многих зарубежных стран. Правда, поток клиентов слегка переместился от тех, кто специализировался на туристическом отдыхе, в санатории. В пик сезона в некоторых санаториях Белокурихи был даже "перегрев". Нас очень порадовала динамика посещений "Бирюзовой Катуни" по итогам 9 месяцев.

Так что хорошего было больше, чем плохого.

Справка "АП"

По данным Алтайкрайстата, в сезоне 2009 года в крае функционировало более 360 коллективных средств размещения, в том числе 138 гостиниц (в 2008 г. - 132), 42 санатория (в 2008 г. - 41), 117 туристских баз (в 2008 г. - 111). Общее количество мест единовременного размещения составляет 41 тысячу, в том числе круглогодичных - около 17 тысяч. В сфере туризма и в сопутствующих отраслях занято около 14 тысяч человек.

За 9 месяцев 2009 года "Бирюзовую Катунь" посетило свыше 205 тыс. человек, что на 75 тысяч превышает общее количество отдохнувших в 2008 году.

Объем платных туристских и санаторно-оздоровительных услуг за 9 месяцев текущего года вырос примерно в 1,1 раза по сравнению с январем-сентябрем 2008 года, составив с учетом коллективных средств размещения 1598,9 млн. рублей, что на 108,4 млн. рублей больше аналогичного показателя 2008 года.

По информации отдела маркетинга авиапредприятия "Алтай", с апреля по октябрь на средиземноморских курортах Турции отдохнули больше 12 тысяч человек, что превышает турпоток этого направления по сравнению с 2008 годом почти в 2 раза.