RSS - рассылка www.doc22.ru, 16.06.10. "В модернизации региона определены приоритеты".

16.06.2010

www.doc22.ru, 16.06.10. "В модернизации региона определены приоритеты".

В ближайшее время ожидается, что губернатор края Александр Карлин утвердит региональную программу развития конкуренции, которая должна стать основой модернизации экономики и социальной сферы Алтайского края. Об этом и других документах, входящих в т.н. «модернизационный пакет» региональных законов, о развитии «локомотивных» отраслей экономики края и приоритетах ее развития в эксклюзивном интервью главному редактору информационно-аналитического сайта Doc22 Артему Кудинову рассказал вице-губернатор Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций Михаил Щетинин.

- Михаил Павлович, каковы основные черты краевой программы развития конкуренции. Чего ждут от ее реализации краевые власти?

- Многими федеральными и региональными экспертами подчеркивается, что для достижения устойчивого экономического роста крайне актуально решение вопросов развития конкуренции, снятие излишней административной нагрузки на бизнес, повышение прозрачности и информационной открытости органов исполнительной власти.

Для решения этой задачи Министерством экономического развития России в 2009 году была разработана и принята программа развития конкуренции Российской Федерации, план мероприятий по ее реализации. Субъектам Российской Федерации рекомендовано принять аналогичные региональные программы. Надо отметить, что Алтайский край одним из первых регионов представил свою региональную программу. Да и работа над ней началась в Главэкономики еще до того, как поступила «вводная» из министерства. И это при том, что некоторые субъекты федерации до сих пор даже и не приступали к разработке этого документа.

-Что представляет собой разработанная в нашем регионе программа?

- Структурно краевая программа состоит из анализа общего состояния конкуренции, наличия административных барьеров на конкретных региональных рынках, а также блока программных мероприятий. В качестве приоритетных товарных рынков рассмотрены - агропродовольственный, розничная торговля, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, розничная торговля нефтепродуктами. В целом, в ходе анализа выявлено, что органами исполнительной власти края работа по развитию конкуренции осуществлялась и до принятия краевой программы. Она проходила в рамках административной реформы органов государственной власти и местного самоуправления, деятельности комиссии по устранению административных барьеров, формирования единой системы государственного и муниципального заказа, создания инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, текущей деятельности многих краевых управлений.

В этой связи задача программы - увязать реализуемые органами исполнительной власти мероприятия в единую систему, нацеленную на улучшение конкурентной среды.

В перечне программных мероприятий края закреплены 5 блоков мероприятий:

  • сокращение административных барьеров, упрощение начала и ведения предпринимательской деятельности.
  • повышение информационной прозрачности деятельности органов исполнительной власти Алтайского края, организация сбора, анализа и публикация информации о региональных рынках;
  • сокращение случаев ограничения конкуренции со стороны государственных органов и органов местного самоуправления;
  • совершенствование системы государственного и муниципального заказа;
  • развитие конкуренции в приоритетных сферах экономики Алтайского края.

Приведу лишь один пример, в рамках первого блока программных мероприятий в текущем году Главным управлением экономики и инвестиций запущен Единый портал государственных услуг Алтайского края, на нем уже содержатся описания 47 услуг. Каждый житель края может найти информацию об интересующих его государственных услугах и узнать, как их получить. В том числе, и о том, какое учреждение ответственно за их оказание; какие документы потребуются; куда, когда и к кому можно обратиться для получения услуги; как получить консультацию по этому вопросу и как, при необходимости, обжаловать результаты ее оказания. К 2012 году согласно программным мероприятиям портал будет содержать информацию более чем о 120 государственных и муниципальных услугах.

Кроме того, в рамках данного направления осуществляется проработка вопроса открытия в крае многофункциональных центров оказания услуг. Так, в настоящее время нашим губернатором края дано поручение по проработке вопроса создания многофункционального центра оказания услуг в сфере земельно-имущественных отношений в городе Барнауле, который самым положительным образом скажется на сокращении временных затрат по оформлению земельных участков и получению информации о них, в том числе в целях жилищного строительства.

- Какие же стратегические цели ставит перед собой программа?

- В целом, к 2012 году благодаря реализации программных мероприятий удовлетворенность населения работой государственных и муниципальных органов власти планируется увеличить до 80%, удельный вес занятых в малом бизнесе от общей численности занятых в экономике согласно плану составит 47%, а доля малых предприятий в обороте 40%. Ну это, так сказать, индикативные показатели. А в целом, в смысле стратегии программа призвана упорядочить взаимоотношения бизнеса и власти, систематизировать действия власти, направленные на развитие конкурентной среды, устранять административные барьеры в развитии бизнеса.

Вместе с тем, надо учесть, что с принятием программы работа по совершенствованию конкурентной среды только начинается – во-первых, программой предусмотрено ежегодное расширение перечня анализируемых товарных рынков, во-вторых, большинство полномочий по регулированию комплекса земельных отношений, выдачи регистраций и согласований, да и компетенции по обеспечению услуг в отдельных сферах (например, ЖКХ, строительство и ряд других) лежат на муниципальном уровне. В планах на 2010 год начать соответствующую работу с органами местного самоуправления при соответствующей информационной и методологической поддержке органов исполнительной власти края.

- Можно ли ожидать финансовых ресурсов из федерального центра по программе развития конкуренции? Сколько средств потребуется на реализацию программы из краевого бюджета?

-А что финансировать? В перечне программных мероприятий – 5 блоков. И ни один из них не требует каких-то значительных средств.

- Какие-то специальные структуры для реализации программы будут создаваться?

- Думаю, в этом нет необходимости. Все необходимые структуры в крае есть. Это и Общественный совет по развитию предпринимательства при губернаторе края, и Союз предпринимателей, и их отраслевые объединения, и общественные советы при различных краевых ведомствах и др. Нужно только отладить нормальное, конструктивное сотрудничество. Причем оно должно осуществляться в формате дороги с двусторонним движением. Нередко некоторые предприниматели считают, что власть должна многое делать для них. А они своей ответственности подчас, к сожалению, не видят. У власти и бизнеса много общих задач. Однако решать их надо совместными усилиями. Давайте вспомним ситуацию с регулированием тарифов на 2009 год. Тогда кричали, что бизнесу придет конец. Однако в итоге бизнес даже вырос. Такая же ситуация и в этом году, когда тарифы даже снизились. Прежде чем кричать, надо спокойно разобраться, как они формируются, по какой схеме!

- Какова дальнейшая судьба программы развития конкуренции в Алтайском крае?

- Программа несколько раз дорабатывалась после замечаний в Минэконоразвитии. Она уже проходит общественное обсуждение, в ходе которого разработчикам внесены замечания и предложения, которые проанализированы и учтены. Кстати, мы на рабочей группе по подготовке программы развития конкуренции неоднократно говорили о необходимости открытости и прозрачности разработки этого документа. И все, кто хотел, приняли участие в обсуждении программы. Зернопереработчики, к примеру, предложили более серьезно заниматься транспортными тарифами на перевозки зерна и продуктов перемола. Однако тарифное регулирование осуществляется посредством других механизмов и на основе других нормативных документов. Сегодня окончательный вариант программы разослан членам рабочей группы по разработке программы, после чего документ будет представлен на подпись губернатору.

- Как бы Вы охарактеризовали «модернизационный пакет» краевых законов по стимулированию инновационного развития региона, повышению его инвестиционной привлекательности? Какие законы планируется принять дополнительно?

- Инвестиционная политика Администрации Алтайского края строится на принципах, в основу которых положены единство подходов по организации взаимодействия с предприятиями и инвесторами, включая иностранных, и совершенствование форм и инструментов государственной поддержки проектов.

В результате общий уровень инвестиционного потенциала Алтайского края характеризуется, по экспертным оценкам, как достаточно высокий - регион на протяжении последних 10 лет входит в список первых 30 субъектов России по этому показателю. В 2009 году по инвестиционному риску регион поднялся с 62 позиции на 37-ю, тем самым перешел из зоны высокого риска в умеренную, что является положительным признаком для потенциальных инвесторов при вложении средств в реализацию инвестиционных проектов.

В прошлом году международное рейтинговое агентство «Fitch Ratings» повысило Алтайскому краю долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте до уровня «BB» и национальный долгосрочный рейтинг до «AA-(rus)», что подтверждает способность и готовность региона полностью и своевременно выполнять свои долговые обязательства.

В целях повышения инвестиционной активности предпринимателей Администрацией края разработана и функционирует система управления инвестиционным процессом: мониторинг инвестиционной привлекательности региона на основе данных органов государственной статистики; обеспечение системного продвижения приоритетных инвестиционных проектов Алтайского края; расширение банка данных потенциальных инвесторов Алтайского края и обеспечение к нему доступа участников инвестиционного процесса; повышение укомплектованности инвестиционных предложений Алтайского края (наличие бизнес-плана, анализа рынков сбыта, проектной документации).

Важной составляющей проводимой в настоящее время региональной политики является применение различных форм и инструментов стимулирования частного бизнеса для разработки и реализации крупных инвестиционных проектов в ключевых для экономики края секторах.

Нормативно-правовой базой по улучшению инвестиционной активности являются:

  • закон Алтайского края от 09.12.1998 № 61-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае»;
  • закон Алтайского края от 14.09.2006 № 95-ЗС «Об инновационной деятельности в Алтайском крае»;
  • закон Алтайского края от 06.05.1999 № 17-ЗС «О поддержке лизинговой деятельности в отраслях реального сектора экономики Алтайского края»;
  • проект федерального закона ««О создании особо значимых аграрных территорий в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный в целях придания Алтайскому краю статуса особо значимой аграрной территории на примере проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья».

- Какие территории, отрасли, направления, объекты станут в результате «точками роста»?

- Действительно, определены зоны опережающего развития в Алтайском крае, которые включают в себя проекты в следующих сферах экономической деятельности:

  • сельское хозяйство, пищевая промышленность и сельхозмашиностроения - реализация проектов планируется в рамках проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» (проекты в области животноводства, птицеводства, семеноводства, системы орошения, глубокой переработки продовольственной пшеницы и льна);
  • биофармацевтика: производство лекарственных препаратов и продуктов питания с заданными свойствами в рамках биофармацевтического кластера;
  • электроэнергетика: строительство Алтайской конденсационной станции мощностью 660 МВт и увеличение объема добычи угля до 4 млн. тонн в год на Мунайском угольном разрезе;
  • туризм: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»; игорная зона «Сибирская монета».

-В «модернизационный пакет» краевых законов входит и принятый осенью прошлого года закон о полюсах инновационного развития. Когда и как он заработает?

- Начнем с того, что целью этого закона является приоритетная поддержка хозяйствующих субъектов, использующих инновационные технологии, и по формальным признакам эти полюса в крае уже существуют. Вот только существуют они не в том формате, который предполагается законом. Та же «Бирюзовая Катунь». В прошлом году в силу понятных причин мы плотно заниматься реализацией этого документа не могли. В этом году попросили все наши муниципальные образования дать свои предложения о возможном создании на своей территории полюсов экономического роста. Сейчас эти предложения анализируются и обобщаются. Во второй половине года мы объявим конкурс на создание таких структур. В настоящее время утвержден порядок проведения конкурса и начата работа по определению потенциальных зон для размещения полюсов инновационного развития и их резидентов.

- Ну а у краевой власти есть свои предложения?

-Разумеется. В свое время мы говорили о создании туристско-рекреационной местности на территории Чарышского, Змеиногорского, Солтонского и ряда других районов края. Это очень интересная тема! Но надо понимать, что аналогичные точки роста есть практически в каждом районе. Причем такие «зоны роста», локальные площадки могут формироваться даже вокруг одного предприятия. Потому инициатива должна исходить от муниципальных образований, которые лучше знают ситуацию на местах. Они должны стать полноценными участниками этого процесса. Если глава района или городского округа заинтересован в развитии территории, то обязательно происходит движение вперед.

- Коли речь зашла о туризме, то чем, с вашей точки зрения, будет отличаться от предыдущих нынешний сезон для туристической отрасли и объектов рекреации края?

- Предстоящий турсезон для нас очень интересен. Сегодня наш турпродукт оказался, наверное, сразу в нескольких жизненных циклах товара – кто-то еще только рождает бизнес-идеи в сфере туризма и делает первые продажи на рынке, другие уже расширяют горизонты сбыта, третьи вошли в стадию рыночной зрелости. Мы ждем, что этот год для туристической отрасли окажется годом поступательного развития не столько предложения туруслуг в целом, сколько улучшения качества этих услуг, что радует и нас, и туристов.

В текущем году по общим показателям мы должны несколько превысить результаты 2008 года, восстановив прежние объемы турпотока и увеличив их.

В то же время, мы прогнозируем некоторое снижение показателей в гостиничном секторе, прежде всего в крупных городах, поскольку большинство из них в крае традиционно располагается в секторе бизнес-туризма. На сегодняшний день прослеживается общее снижение въездной деловой активности, связанной с уменьшением расходов контрагентов на командировки сотрудников, а также более широким использованием современных методов коммуникации.

Кроме того, при благоприятных погодных условиях ожидается увеличение загрузки площадок для автотуристов и потребности в услугах размещения в традиционных туристических районах края, возрастает востребованность т.н. сельского туризма.

- Какие задачи ставятся в этом году перед «Бирюзовой Катунью»? Что планируется сделать на территории ОЭЗ ТРТ?

- Что касается «Бирюзовой Катуни», то реализация проекта «Особая экономическая зона туристско-рекреационного «Бирюзовая Катунь» осуществляется ускоренными темпами. На сегодня закончено проектирование практически всех объектов инженерно-транспортной инфраструктуры и начато их строительство. На указанные цели уже освоено около 800 млн. рублей государственных средств.

Если говорить об объектах внешней инфраструктуры, создаваемых одновременно для особой экономической и игорной зон, то следует отметить, что в текущем году будет завершена реконструкция автомобильной дороги «Алтайское-Ая-Нижнекаянча – «Бирюзовая Катунь», продолжится строительство мостового перехода через реку Катунь у села Ая, начнется строительство газораспределительной станции и магистрального газопровода-отвода в направлении ближайшего к ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» с.Нижнекаянча. Ввод в эксплуатацию еще одного моста позволит развести транспортные потоки, увеличить пропускную способность туристической зоны. Продолжаем заниматься Бийским аэропортом. Все инфраструктурные объекты зоны прошли конкурсные процедуры, за каждым закреплена подрядная организация.

В 2010 году будет продолжено строительство производственно-эксплуатационной базы, канализационных очистных сооружений, водозабора внутриплощадочных объектов инфраструктуры (дороги, объекты инженерной инфраструктуры), начато строительство пожарного депо. В конце 2010 года будет закончено строительство ограждения территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь». Также будет начато проектирование второго подвесного моста. В соответствии с перечнем планируемых к строительству объектов инфраструктуры ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» объем выделяемых бюджетных средств в 2010 году составит 4,1 млрд. рублей.

Сегодня в ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь» осуществляют свою деятельность 9 резидентов. Ими уже вложено в проектирование и строительство туристско-рекреационных объектов более 64 млн. рублей.

В текущем году планируется заключение соглашений о ведении туристско-рекреационной деятельности на территории особой экономической зоны с 6 потенциальными резидентами. При этом бизнес-планы пяти потенциальных резидентов будут рассмотрены экспертным советом в Минэкономразвития уже в ближайшее время. Мы на это очень рассчитываем, поскольку заявки наших резидентов лежат в министерстве без движения уже более полугода, с октября прошлого года.

Таким образом, на конец 2010 года количество резидентов, осуществляющих деятельность на территории особой экономической зоны, составит 15 компаний.

Ими планируется строительство в 2010 году следующих туристических объектов: четырехзвездной гостиницы, оздоровительного комплекса, дома пасечника, веревочного парка, пейнтбольного полигона. Кроме того, начнется проектирование гостиничного комплекса три звезды, гостиницы для горнолыжников на 250 мест, мини-отелей 3 звезды, горнолыжного комплекса. Общий объем частных инвестиций составит не менее 8 млрд. руб, в т.ч. в 2010 году - около 100 млн. руб.

- А как поживает «Сибирская монета»? Почему пока не заметна активность отечественного игорного бизнеса, на которую и рассчитывало государство, принимая решение о создании игорных зон?

- Пока крупный российский игорный бизнес саботирует работу внутри России, просто перенеся, выводя свой бизнес в соседние с нашей страной государства. Однако во всех странах государство активно участвует в регулировании игорного бизнеса и везде на этом зарабатывает. Достаточно сказать, что в некоторых вполне рыночных странах этот сегмент бизнеса полностью подконтролен государству. У нас оно свою долю получает только через взимание налогов и регламентирует локализацию игорного бизнеса посредством создания особых зон. Думается, что рано или поздно субъекты игорного бизнеса вернутся туда, где их бизнес и стартовал. То есть – в Россию. Не захотят – на их место придут другие предприниматели. Наверное, это не быстрый процесс. Но если федеральный центр от принятых решений не отступится, ситуация постепенно выстроится. Хочу при этом отметить, что у зарубежных компаний свой формат работы. Они решают проблемы в комплексе, масштабно и в части организации игорного бизнеса, и объектов досуга, гостеприимства. Что же касается краевой власти, то работа ведется системно и целенаправленно. Ее не всегда видно, не всегда мы ее рекламируем, но она осуществляется. А значит, и результаты обязательно будут.

«Сибирская монета» жива, вопреки досужим домыслам. Более того, осенью этого года в игорной зоне откроется первое казино. Есть конкретный проект, конкретный инвестор. Совсем недавно прошел очередной раунд переговоров со словенскими партнерами, известной фирмой Hit d.d. Напомню, администрация края в апреле текущего года подписала с данной компанией намерение о сотрудничестве по развитию игорной зоны «Сибирская монета». В ходе переговоров с главой фирмы Драго Подобником губернатор края Александр Карлин заявил: «На этой площадке можно выстраивать многопрофильный бизнес. Предоставляются уникальные возможности для развития туристического бизнеса, бизнеса, связанного с оздоровлением людей. Эта местность – курортная. Инвестиции на такой площадке становятся менее рискованными. Риски одного направления можно минимизировать при помощи других направлений».

Стороны проявили заинтересованность в долгосрочном сотрудничестве по развитию игорной зоны «Сибирская монета». Следует отметить, что компания Hit d.d. владеет гостиницами, казино и развлекательными центрами в Словении, а также имеет несколько филиалов в других странах.

Так что, желание сотрудничать у словенцев есть, другой вопрос – на каких условиях. Предполагается, что мы вновь встретимся в конце июня – июле.

- Какие важные события ожидают экономику края в этом году?

- Это, разумеется, Санкт-Петербургский экономический форум. Мы уже фактически начали актуализацию Стратегии социально-экономического развития Алта йского края до 2025 года путем внесения корректив с учетом изменений, произошедших в 2009 году, с учетом пожеланий и предложений со стороны бизнеса. Мы предполагаем более четко прописать некоторые позиции Стратегии, касающиеся развития бизнеса, туризма. Рассчитываем в августе вынести на широкое общественное обсуждение краевую Программу развития туризма. Работа над ней уже завершена. В августе в регионе пройдет большая научно-практическая конференция, посвященная 100-летию приезда на Алтай П.А.Столыпина. Планируем пригласить большое количество гостей, в первую очередь специалистов по земельному вопросу. Будут и специалисты по земле как объекту гражданского оборота, и как предмету хозяйственного оборота, и как духовно-нравственной категории. Думается, эта конференция будет иметь не только большое общественно-научное, но и прикладное значение, скажется на экономическом развитии Алтайского края.