RSS - рассылка "Местное самоуправление на Алтае" № 1-2 (50-51) 2013 г. - "Большому юбилею - больше подарков"

01.03.2013

"Местное самоуправление на Алтае" № 1-2 (50-51) 2013 г. - "Большому юбилею - больше подарков"

Заместитель Губернатора Алтайского края, начальник Главного управления экономики и инвестиций М.П. Щетинин, отвечая на вопросы редакции журнала «Местное самоуправление на Алтае», подводит итоги реализации Программы «75х75» и рассказывает о новой губернаторской программе, приуроченной к 80-летнему юбилею региона.

- Михаил Павлович, в нашем журнале рубрика «Губернаторская программа «75х75» была постоянной, и наши читатели, большинство которых работает в органах местного самоуправления, занимались выполнением программы. Думаем, им будет интересна Ваша оценка проделанной работы, а также того, что запланировано на предстоящую пятилетку. В каких муниципалитетах есть строительный и организационный опыт, достойный распространения? Где допустили промахи и какие? Изменится ли всвязи с этим организация выполнения программы «80х80»?

– Реализация масштабной юбилейной программы «75х75», инициированной губернатором Алтайского края Александром Богдановичем Карлиным, внесла ощутимый вклад в социально-экономическое развитие региона, а также обогатила нас бесценным опытом. Подведены итоги. Лимит капитальных вложений за счёт бюджетов всех уровней составил более 6,5 млрд. рублей, в том числе за счёт средств федерального – 0,9 млрд. рублей, краевого – более 5 млрд. рублей, местных бюджетов – 0,5 млрд. рублей. Преобразился облик населённых пунктов. Из 75 проектов 67 объектов – социальной сферы. Построено 34 объекта социальной сферы: 7 школ (на 1062 учащихся), 5 детских садов (на 725 мест), 13 лечебных учреждений (на 1988 посещений в смену,144 койки), 2 Дома культуры (на 722 места), 7 спорткомплексов. Реконструировано и капитально отремонтировано 33 объекта социальной сферы: 16 учреждений образования, 12 учреждений здравоохранения, 5 сельских Домов культуры. Кроме того, были построены или капитально отремонтированы 8 объектов инженерной и инвестиционной инфраструктуры (водопроводные сети, мост в Рубцовске и бизнес-инкубатор инновационного типа в Бийске).

Реализация программы дала опыт организационного взаимодействия, проектирования и строительства объектов в сжатые сроки. Наиболее ритмично строительство велось в городах, где созданы управления капитального строительства, – Барнауле, Рубцовске, Славгороде. Остальным муниципалитетам следует сделать выводы: необходимо повышать квалификацию кадров, перенять организационный опыт, своевременно разрабатывать проектно-сметную документацию, на стадии начала работ требовать сетевые графики, ужесточить контроль исполнения, заниматься включением подрядчиков, срывающих работы, в список недобросовестных поставщиков услуг.

Одним из главных итогов 2012 года для нашего края стал запуск программы-преемницы – «80x80». Приуроченная к следующему юбилею региона, она будет ещё более масштабной: по сравнению с предыдущей, увеличится как количество объектов – до восьмидесяти, так и объём капвложений – практически в два раза. По предварительной оценке, в проект планируется вложить более 11,5 млрд. рублей. В программу вошли 38 объектов образования, 17 – здравоохранения, 13 – культуры, 9 – физкультуры и спорта, 3 – жилищно-коммунального хозяйства.

При организации выполнения программы «80х80», несомненно, будет учтён опыт реализации предыдущей. Начало работ на объектах рассчитывается по годам согласно наличию разработанной проектно-сметной документации, возможности применения типового проекта (проекта повторного применения) и нормативным срокам строительства. В январе разработаны и прошли согласование графики проведения аукционов (конкурсов). От муниципальных и государственных заказчиков затребованы сетевые графики выполнения работ по переходящим объектам.

Для усиления контроля реализации программы «80х80» уже сегодня к проектам при-меняется ряд требований. Так, задание на проектирование рассматривается с учётом социальной и экономической эффективности представленных проектов и демографи- ческих тенденций развития каждого муниципалитета. Установлен стоимостной предел: затраты не должны превышать стоимость, рассчитанную по объектам-аналогам КАУ «Алтайский региональный центр ценообразования в строительстве». Все проекты должны быть обеспечены наружной инженерной инфраструктурой, необходимой для подключения и функционирования объектов.

Система аукционов позволяет недобросовестным подрядчикам получать бюджетные заказы. Каким образом власти районов и городов могут оградить себя от необходимости заключать договоры с такими партнёрами? Есть ли примеры такой работы?

– Федеральным законом от 21.07.2005 г. 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» предусмотрен ряд механизмов защиты от действий недобросовестных подрядчиков, в том числе:

– требования обеспечения участником заявки и контракта;

– требования к опыту выполнения аналогичных работ при проведении торгов на подрядные работы с ценой контракта свыше 50 млн. рублей;

– требования наличия свидетельства о допуске к определённым работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также

лицензий, установленных действующим законодательством;

– реестр недобросовестных поставщиков.

Все вышеуказанные требования в обязательном порядке устанавливаются при проведении торгов уполномоченным на размещение государственного заказа органом, которым определено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края. Полагаем необходимым устанавливать аналогичные требования муниципальными заказчиками при самостоятельном размещении муниципального заказа. В реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках размещения заказа, уклонившихся от заключения контракта, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими контрактов.

За последние два года по инициативе региональных заказчиков УФАС России по Алтайскому краю включены в реестр всего 33 участника, из них только три – за неисполнение контрактов на подрядные работы. Довольно сложная и длительная проце-дура подготовки документов для внесения участников в реестр недобросовестных поставщиков сдерживает заказчиков от оперативного реагирования на нарушения исполнения контрактов и некачественное выполнение работ.

К сожалению, изменения законодательства и переход размещения заказов на подрядные работы исключительно на проведение электронных аукционов не позволяют отсекать недобросовестных подрядчиков от участия в торгах. Только после проведения аукциона у комиссии есть возможность отклонения участников, которые признаны недобросовестными и внесены в реестр Федеральной антимонопольной службой РФ.

Вместе с тем, с переходом на саморегулирование в строительстве, появился ещё один механизм влияния на нерадивых подрядчиков. В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО должна осуществлять контроль ведения её членами деятельности и принимать решения о применении мер дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения нарушителей из членов организации. Считаем, что заказчикам всех уровней необходимо использовать данную возможность влияния на подрядчиков, не исполняющих условия контрактов и некачественно выполняющих объёмы работ.

Программа рассчитана на длительный срок. Какие объекты будут строиться в первую очередь и почему?

– В краевую адресную инвестиционную программу на 2013 год включено 50 объектов программы «80х80». Первоочерёдность установлена государственными и муници- пальными заказчиками в соответствии с мероприятиями федеральных и краевых целевых программ: начнётся и продолжится строительство 15 объектов. Три объекта – пусковые. С участием средств федерального, краевого и местного бюджетов планируется завершить в Алейске строительство универсального спортивного комплекса, в Барнауле с участием средств краевого бюджета – спального корпуса Алтайского краевого педагогического лицея, в селе Табуны Табунского района с участием средств краевого и местного бюджетов – капитальный ремонт здания детского сада «Огонёк».

На 9 объектах планируется начать работы с завершением их в 2014 году: 5 учреждений здравоохранения в Краснощёковском, Кулундинском, Курьинском, Солтонском районах, г.Славгороде; культурно-спортивный комплекс в с.Шелаболиха Шелаболихинского района, спортивно-оздоровительный комплекс в с.Троицкое Троицкого района, средняя общеобразовательная школа в с.Солоновка Новичихинского района, развитие систем водо- и теплоснабжения в с.Ельцовка Ельцовского района. По 35 объектам муниципальной собственности будет оказана финансовая помощь в разработке проектно-сметной документации, прохождении государственной экспертизы для включения проектов в программу «80х80» на 2013 (второе полугодие)-2014 годы.

Что Вы посоветуете руководителям и специалистам органов местного самоуправления и депутатам, от которых в большей степени зависит реализация нового губернаторского плана?

– Я бы назвал программу «80x80» всенародной: инициирована она была губернатором, предложение объектов и их обсуждение – широко общественное (высказываться могли все желающие), и мы вместе в конечном итоге, договорились, каким объектам в течение пяти ближайших лет быть на территории края. Поэтому за ре ализацию проекта мы отвечаем все вместе, и контролировать ход работ мы тоже должны все вместе. Главное, чтобы наши усилия – власти региональной, муниципальной, предприятий строительного комплекса, населения – были направлены в одну сторону, и тогда обязательно будет тот результат, которого мы все ждём.

Необходимо своевременно и грамотно подготовить заявки на размещение заказов, после заключения контрактов (договоров) разработать сетевые графики работ, осуществлять жёсткий контроль их исполнения. Для этого надо принять меры по развитию строительного комплекса на территории муниципального образования – оказать содействие по созданию строительных организаций, рабочих мест, оказать поддержку в их развитии, в участии в программе «80х80». Немаловажно координировать работу с заказчиками-застройщиками, органами исполнительной власти края. В итоге всё это позволит нам достойно встретить очередной юбилей Алтайского края.