RSS - рассылка ДОК 22" (7.03.2013 г.) - "Михаил Щетинин: "Новые точки роста появятся на юге и северо-западе Алтайского края"

11.03.2013

ДОК 22" (7.03.2013 г.) - "Михаил Щетинин: "Новые точки роста появятся на юге и северо-западе Алтайского края"

Краевые власти намерены в ближайшее время нарастить число инвестиционных площадок на территории региона.

А губернатор Алтайского края Александр Карлин, выступая с ежегодным отчетом о социально-экономическом развитии региона в прошлом году и его перспективах в 2013 году, заявил, что одним из ближнесрочных приоритетов станет улучшение инвестиционного и предпринимательского климата в крае, привлечение средств в региональную экономику. Для этих целей в регионе будет внедрен региональный стандарт деятельности органов власти для создания благоприятных условий для инвестиций. Понятно, что в связи с этим обстоятельством особая роль отводится Главному управлению экономики и инвестиций (ГУЭИ). Сегодня в интервью главному редактору информационно-аналитического портала Doc22 Артему Кудинову об инвестиционных горизонтах Алтайского края рассказал начальник ГУЭИ, вице-губернатор Михаил Щетинин.

- Михаил Павлович, что происходит с инвестициями в Алтайском крае? Какие тренды характеризуют инвестиционный процесс в регионе за последние годы? В чем его специфика по сравнению с другими регионами Сибири?

- В 2012 году Алтайский край сохранил ранее достигнутый результат: по инвестиционному потенциалу край входит в первую тридцатку российских регионов, занимая 26 место. В Сибирском федеральном округе Алтайский край на пятой позиции по инвестиционному потенциалу и на третьей по инвестиционному риску. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило долгосрочные рейтинги Алтайского края, и это является лучшим подтверждением тому, что администрация края правильно выстроила инвестиционную политику.

Сейчас Алтайский край является одним из динамично развивающихся регионов России, где созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций. Основными тенденциями, отличающими наш регион от других субъектов СФО, являются положительная динамика по привлечению инвестиций в основной капитал (в 2010 году - 54,6 млрд. рублей, в 2011 году - 70,3 млрд. рублей, в 2012 году - 83,8 млрд. рублей и по прогнозу на 2013 год - 103,8 млрд. рублей), а также опережающие темпы роста инвестиций в основной капитал по сравнению со среднероссийскими показателями. Средний темп роста инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования за последние 3 года - выше на 7 процентных пункта по сравнению со средними показателями по Российской Федерации и составил 114%.

В 2012 году продолжалась реализация проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья и эффективное использование туристско-рекреационных активов юга Сибири», включенный в Перечень первоочередных проектов Сибирского федерального округа. В рамках данного проекта введены в эксплуатацию первая очередь животноводческого комплекса на 1200 мест КРС (ООО «Западное») и первая площадка свиноводческого комплекса на 100 тыс. голов (ООО «Алтаймясопром»), на строительство объектов инфраструктуры которого впервые получена государственную поддержка из Инвестфонда России. Вышел на проектную мощность завод по производству подсолнечного масла (ООО «АгроСиб-Раздолье»).

Продолжается реализация проектов по производству функциональных продуктов питания и натуральной косметики на основе алтайского возобновляемого природного сырья (ООО «НПФ «Алтайский букет»), по организации и развитию в Алтайском крае производства по глубокой переработке льна-межеумка (ООО «Классика»), по созданию транспортно-логистического терминала» (ООО «МОпСТ»), а также строительство объектов особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

- В крае создана инфраструктура институтов развития. Достаточно ли их количество? Устраивает ли краевую власть содержательно их работа? Планируется ли создавать дополнительные структуры?

- Сегодня в России представлен практически весь спектр институтов развития, известных в мировой практике, и создана вся необходимая нормативно-правовая база для их функционирования. Роль институтов развития заключается в том, чтобы путем вливания государственных средств, предоставления специальных механизмов поддержки создать благоприятные условия для развития бизнеса, стимулирования инвестиций в различные сегменты социально-экономической сферы. Наряду с федеральными структурами, активно развиваются и комплексные инструменты экономического стимулирования, созданные региональными властями.

В нашем регионе созданы необходимые институциональные условия для осуществления инвестиционной деятельности: приняты и действуют законы «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» и «Об участии Алтайского края в государственно-частном партнерстве», совершенствуется действующая система мер государственной поддержки инвесторов, эффективно функционируют многоотраслевые институты развития.

На территории особой экономической зоны «Бирюзовая Катунь» завершено строительство первой очереди объектов внутренней инфраструктуры, двухполосного моста через реку Катунь у села Ая и последнего участка автомобильной дороги «Ая – Нижнекаянча – ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», газопровода-отвода и ГРС в районе с. Нижнекаянча, внеплощадочных сетей газоснабжения от с. Нижнекаянча до ОЭЗ ТРТ «Бирюзовая Катунь».

На территории индустриального парка в городе Новоалтайске за счет бюджетных средств создается необходимая для инвесторов инженерная инфраструктура.

Действующие в городах Барнауле и Бийске бизнес-инкубаторы успешно выполняют свои задачи – создание благоприятных условий для устойчивого развития предприятий на начальном этапе их деятельности. К слову, в Алтайском бизнес-инкубаторе на сегодняшний день зарегистрировано 19 резидентов, в Бийском - 14.

Алтайский гарантийный фонд и Алтайский фонд микрозаймов обеспечивают доступность финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. В 2012 году благодаря поручительствам Алтайского гарантийного фонда предприниматели края привлекли на развитие бизнеса свыше 704,3 млн. рублей из средств банков. По оценке Министерства экономического развития Российской Федерации, Алтайский гарантийный фонд входит в десятку крупнейших региональных гарантийных фондов страны (на начало текущего года его капитализация составляет 519 млн. рублей). В 2012 году за счет средств Алтайского фонда микрозаймов было предоставлено 535 займов на общую сумму 209,31 млн. рублей.

Объем средств краевого лизингового фонда на сегодняшний день составляет 1 271 млн. рублей. В истекшем году фонд поставил техники и оборудования на сумму 586 млн. рублей.

- В крае начинается работа над созданием основных стандартов обеспечения благоприятного инвестклимата (инициатива АСИ), планируется создать специальный экспертный совет под руководством губернатора. Расскажите подробнее об этой работе.

- В 2012 году в «пилотных» регионах России началось внедрение Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, разработанного автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив» (АСИ). Стандарт АСИ был разработан на основе успешной практики, применяемой в различных регионах в целях создания благоприятных условий для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Работа по внедрению Стандарта АСИ на территории края началась еще в прошлом году по инициативе губернатора А.Б. Карлина, наряду с пилотными регионами, определенными на федеральном уровне. Следует отметить, что ряд требований Стандарта АСИ уже учтен в действующем законодательстве Алтайского края. Так, в рамках актуализированной Стратегии социально-экономического развития до 2025 года утверждена инвестиционная стратегия региона.

Администрацией края разработан инвестиционный стандарт, который, помимо требований стандарта АСИ, включает дополнительные пункты, учитывающие специфику инвестиционного развития края: активное вовлечение муниципальных образований в инвестиционный процесс, совершенствование системы взаимодействия с ведущими институтами развития, информационное обеспечение инвестиционного процесса в регионе.

В рамках внедрения инвестиционного стандарта предполагается создание экспертного совета по улучшению инвестиционного климата, разработка Инвестиционного меморандума; формирование ежегодно обновляемого плана создания необходимой для инвесторов транспортной и инженерной инфраструктуры; создание специализированного многоязычного интернет-портала об инвестиционной деятельности; разработка единого регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»; создание канала оперативной связи инвесторов с руководителями профильных органов исполнительной власти; подготовка и публикация ежегодного доклада губернатора Алтайского края «Инвестиционный климат и инвестиционная политика субъекта Российской Федерации» и еще целый ряд мероприятий. В ближайшее время инвестиционный стандарт будет согласован, утвержден и в установленном порядке размещен на официальном сайте Алтайского края.

- В минувшем году существенно выросли бюджетные инвестиции в формате господдержки реального сектора экономики. Какие новые инструменты поддержки появятся в ближайшем будущем?

- Действительно, объем государственной поддержки реального сектора экономики края в 2012 году вырос по сравнению с предшествующим годом на треть, составив в суммарном выражении 132,4 млн. рублей, из которых более 80,0 млн. рублей выделено промышленным предприятиям, и это без учета средств, направленных на реализацию мероприятий долгосрочных целевых программ государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства и развития сельского хозяйства.

В 2012 году государственную поддержку получили такие значимые проекты, как модернизация ОАО «Алтайвагон» с объемом инвестиций 10,8 млрд. рублей, ООО «Рубцовский ЛДК» с объемом инвестиций 1,4 млрд. рублей, ООО «Золото Курьи» с объемом инвестиций 0,5 млрд. рублей, ООО «Альтаир-Агро» с объемом инвестиций 1,7 млрд. рублей, ООО «Западное» с объемом инвестиций 12,3 млрд. рублей.

В 2013 году сохраняются действующие формы государственной поддержки. Финансовые ресурсы в краевом бюджете на эти цели предусмотрены. При этом система стимулирования инвестиционной деятельности продолжает развиваться. Изменяется востребованность форм поддержки, обусловленная инвестиционной политикой инвестора, учитываются поправки федерального законодательства. Так, на протяжении двух последних лет наблюдалось изменение структуры государственной поддержки в пользу инструмента возмещения затрат по налогу на имущество.

Изучается возможность введения в практику для крупных инвестиционных проектов новых форм их господдержки, в числе которых субсидирование части лизинговых платежей и части затрат на приобретение промышленного высокотехнологичного оборудования. В настоящее время эти формы поддержки действуют в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства края.

Для упрощения административных процедур при отборе инвестиционных проектов предприятий, заявляемых на государственную поддержку, сокращения обращений представителей бизнеса в органы государственной власти, в текущем году будут созданы условия по обеспечению доступа к услуге по рассмотрению документов в электронной форме, а в последующем – по принципу «одного окна».

Важным стимулом для инвестора является участие региона (муниципалитета) в создании объектов транспортной, инженерной инфраструктуры, необходимых инвестору для реализации инвестиционного проекта. В целях финансового обеспечения строительства таких инфраструктурных объектов создан региональный инвестиционный фонд Алтайского края. Возможности регионального инвестиционного фонда определены в объеме 562 млн. рублей. Мы готовы к взаимодействию с инвесторами.

- Считаете ли вы оправданным направление серьезных бюджетных вложений в осуществление таких крупномасштабных и капиталоемких программ как «75х75» или «80х80»? Может быть, стоило транслировать эти ресурсы в реальный сектор экономики в формате прямых инвестиций?

- Да, считаю оправданным такой подход. Наша практика работы с крупными инвестиционными проектами демонстрирует, что инвесторы очень чувствительны к теме развития социальной инфраструктуры. Большинство крупных инвесторов уже сейчас говорят о необходимости строительства жилья и инфраструктуры для работников, и это неудивительно, ведь в рамках проектов создаются новые рабочие места, привлекаются необходимые специалисты. В частности, «Альтаир-агро», «Западное» уже подготовили заявки на комплексную компактную застройку населенных пунктов, прорабатывает данный вопрос «Алтаймясопром» и целый ряд других инвесторов. В этой связи, можно сказать, наш рубль, вложенный в бюджетную сферу, дает существенную прибавку частного капитала в конкретном муниципалитете.

Помимо этого, столь масштабная программа капитальных вложений дает огромный импульс в развитии строительной отрасли края. Посмотрите, насколько выросли за последние годы объемы добычи строительного сырья и производства материалов, заметно укрепили материально-техническую базу предприятия стройкомплекса, которые участвовали в реализации программы. За 2010-2012 годы объем строительных работ вырос в 1,4 раза, а бюджетная составляющая в строительстве увеличилась с 27 до 35%. В целом отмечается улучшение предпринимательского климата в строительстве за счет увеличения количества заключенных договоров, и соответственно объема работ.

В среднесрочной перспективе (2013-2017 годы) эти программы, в частности, программа «80 на 80», не сократятся, заметно увеличится финансирование за счет федерального и регионального и местного бюджетов.

- В крае разрабатывается план адаптации экономики региона к вхождению ВТО. Как, по вашим оценкам, это решение отразилось на экономике края? Ведь некоторые инвесторы свертывание своих проектов и корректировку планов в Алтайском крае напрямую связывают именно со вступлением РФ в ВТО.

- В Алтайском крае на протяжении последних лет темпы роста основных социально-экономических показателей опережают среднероссийские. Несомненно, вступление в ВТО и в целом глобализация торговых отношений всегда создает определенные риски, связанные с конкуренцией, в первую очередь, на внутренних рынках. В крае утвержден план мероприятий по адаптации региона к вхождению в ВТО, где особенное внимание уделено вопросам развития наиболее чувствительных отраслей - сельского хозяйства и пищевой и перерабатывающей промышленности.

Следует отметить, что государственная поддержка сельского хозяйства продолжится. Будут выделяться средства на социальное развитие села, повышение уровня жизни сельского населения, строительство и реконструкцию инфраструктурных объектов. Многое уже сделано в этом направлении. Принята первая в стране региональная программа устойчивого развития сельских территорий, утверждены ведомственные целевые программы по развитию мелиорации земель, промышленного свиноводства, свекловодства, овощеводства в защищенном грунте, семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств, по поддержке начинающих фермеров. На федеральном уровне подготовлен законопроект, предусматривающий новое направление господдержки - помощь товаропроизводителям, осуществляющим деятельность в неблагоприятных для ведения сельского хозяйства регионах. Все эти мероприятия помогут адаптировать агропромышленный комплекс Алтайского края к работе в условиях ВТО и активно использовать инструменты поддержки «зеленой корзины».

Учитывая, что в среднем переходный период по ряду важных товарных групп в сельском хозяйстве составляет от 3 до 7 лет, у нас есть время, чтобы нарастить производственный потенциал и модернизировать производство для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью. Методы господдержки для достижения этой цели уже совершенствуются. Например, максимальный срок возмещения затрат по уплате налога на имущество для сельскохозяйственных организаций увеличен с трех лет до восьми. В целом вступление России в ВТО должно стимулировать агропромышленный сектор к обеспечению высоких стандартов качества производимой продукции, повышению производительности труда.

Наряду с агропромышленным комплексом в крае успешно развиваются коксохимическое, химическое и фармацевтическое производство, транспортное машиностроение, в частности, вагоно-, котлостроение. Предприятия имеют инвестиционные программы развития на перспективу.

В 2012 году 160 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности реализовывали инвестиционные проекты развития производств, из которых 86 уже завершены. Объем капвложений превысил 3,5 млрд. рублей, внедрено в производство более 230 наименований новых видов продукции. Отрасль является лидером среди обрабатывающих секторов по темпам обновления основных производственных фондов.

Таким образом, ни о каком свертывании инвестпроектов не может идти и речи. Более того, мы ведем активную работу по развитию и совершенствованию действующей системы мер господдержки инвестиционной деятельности. Именно масштабный приток инвестиций в техническое перевооружение, модернизацию ключевых секторов экономики региона может стать гарантом нашего дальнейшего устойчивого экономического роста в рамках участия России в ВТО.

- Базовым элементом модернизации стратегии развития края провозглашается кластерная идеология. Какие кластеры появятся в регионе в ближайшее время? По каким критериям они создаются? Насколько эффективно взаимодействие между собой?

- Алтайский край одним из первых субъектов РФ закрепил в основных программных документах ключевые принципы кластерной политики. К ним относятся: выстраивание долгосрочных отношений с ведущим научно-образовательными центрами, концентрация ресурсов на приоритетных инвестиционных проектах, развитие инфраструктуры и специализированных услуг. За последние пять лет в Алтайском крае созданы и осуществляют выпуск технологичной продукции три инновационных кластера в сфере биофармацевтики, аграрного машиностроения, энергомашиностроения и энергоэффективных технологий.

Исходя из специфики региона, соотношения масштабов и динамики отрасли, имеющегося научно-технического потенциала рассматривается возможность формирования агробиотехнологического кластера, нацеленного на выпуск высококачественных продуктов на основе глубокой переработки зерна, мяса и молока. В дополнение к основной деятельности планируется производить кормовые добавки, прекурсоры, ветеринарные препараты, удобрения и др. Модернизация перерабатывающей отрасли будет способствовать активному внедрению новых технологий в сельское хозяйство, в том числе при возделывании зерновых культур, выращивании молочного, мясного скота и мяса птицы.

Реализация в регионе крупных проектов туристско-рекреационного типа с элементами курортно-бальнеологической деятельности формируют основы для развития кластеров в туриндустрии. Возможность биофармкластера помимо лекарств производить различные виды оздоравливающих продуктов питания и косметических средств создает перспективы продвижения медицинского, оздоровительного и промышленного направлений туризма. Кроме того, малые предприятия энергетического комплекса уже ведут работы по внедрению энергосберагающих технологий в медицинских и развлекательных комплексах на территории края.

- Долгие годы идут разговоры о создании Южно-Сибирского научного академического центра в Алтайском крае. Когда такой центр инновационного развития и инвестиционного притяжения может появиться в регионе?

- Вопрос по созданию Алтайского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук (СО РАН) обсуждался на встрече губернатора Алтайского края Александра Карлина с руководством СО РАН, состоявшейся в июне 2012 года. В данном направлении в регионе предпринимаются определенные шаги по созданию условий для качественного развития и укрепления имеющегося научного потенциала.

В рамках Соглашения между СО РАН и Алтайским государственным университетом в конце прошлого года открыты шесть совместных подразделений:

  • лаборатория космического мониторинга и вычислительных технологий под научным руководством Института вычислительных технологий СО РАН;
  • лаборатория математического моделирования в механике неоднородных сред под научным руководством Института гидродинамики им. М.А. Лаврентьева СО РАН;
  • центр социально-экономических исследований Алтайского края под научным руководством Института экономики и организации промышленного производства СО РАН;
  • лаборатория физических проблем мониторинга агросистем под научным руководством Института физики им. Л.В. Киренского СО РАН;
  • лаборатория мониторинга геосферно-биосферных процессов на базе АлтГУ под научным руководством Института мониторинга климатическихи экологических систем СО РАН;
  • лаборатория биоинженерии под научным руководствомИнститута химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.

Основная цель создания совместных подразделений – содействие научному сотрудничеству и практической реализации разработок в областях, которые представляют взаимный интерес.

В настоящее время все лаборатории являются действующими - укомплектованы оборудованием, для них выделены помещения, подобраны специалисты. В перспективе сотрудничество в рамках данных направлений может выйти на уровень создания филиалов институтов СО РАН и отдельных НИИ.

Помимо шести совместных подразделений, в рамках сотрудничества с СО РАН в конце прошлого года в Алтайском государственном университете открыт НИИ «Биотехнологии, биомедицины и физико-химической биологии».

- В крае постепенно складывается сеть полюсов развития и роста – наукоград Бийск, Барнаульская агломерация. Когда начнется осуществление проекта Центра регионального развития (Рубцовск и Рубцовский район) на западе края?

- Барнаульская агломерация и наукоград Бийск - полюса развития краевой экономики, сформировавшиеся естественным образом вокруг крупных социально-экономических центров.

Чтобы снизить диспропорции пространственного развития региона, мы должны вовлечь в активный инвестиционный процесс все территории, способствуя созданию новых центров экономического роста на базе других крупных городов Алтайского края, которые, развиваясь сами, ускоренными темпами способны вовлечь в этот процесс и потенциал соседних территорий.

Как это сделать в новых условиях, сформулировано в Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года. Новые перспективные центры экономического роста Алтайского края должны появиться на юге и северо-западе края.

Контур одного из них - на юге края - уже определен. В мае 2011 года было принято решение разработать программу развития Рубцовска и Рубцовского района, как центра экономического роста южных территорий региона.

- А почему именно Рубцовск?

- Во-первых, здесь сосредоточен большой производственный потенциал. Причем среди отраслей промышленности хорошо представлены и добывающий, и обрабатывающий секторы, создан «Алтайский кластер аграрного машиностроения». Имеется хорошая ресурсная база для развития агропромышленного комплекса, включая крупные производственные мощности пищевой промышленности. Во-вторых, выгодное географическое положение на границе с Республикой Казахстан и наличие железнодорожных транспортных магистралей. Осенью прошлого года утверждена краевая программа создания центра регионального развития на территории Рубцовска и Рубцовского района, которая содержит алгоритм создания новых институтов развития, предлагает состав потенциальных участников, перечень организационных мероприятий, дает оценку необходимого объема инвестиций.

Сейчас мы находимся еще на начальном этапе создания центра регионального развития на территории Рубцовска и Рубцовского района, задача которого - дать новый импульс для активизации предпринимательской деятельности. Речь идет о создании в Рубцовске муниципального центра поддержки предпринимательства и открытии филиала НО «Алтайский фонд микрозаймов»; об организации бизнес-инкубатора для инновационных и производственных малых предприятий; о решении вопроса разработки программы создания Рубцовского индустриального парка и т.д.

Поддержка развития Центра со стороны администрации края будет вести к формированию в Рубцовске и Рубцовском районе комфортной среды для бизнеса, реализации инфраструктурных проектов на основе частно-государственного партнерства. При грамотном управленческом подходе, комплексном развитии имеющегося потенциала город и район могут получить новый импульс к развитию. Дополнительным мультипликативным эффектом станет развитие всех прилегающих к Рубцовску территорий, входящих в Южную зону: Поспелихинского, Рубцовского, Змеиногорского, Курьинского, Краснощековского районов.

В текущем году мы намерены начать работу по формированию центра экономического роста на северо-западе края, и здесь будут использованы те же подходы, что и в Рубцовске.