RSS - рассылка "Московский комсомолец на Алтае" (23.10.2013) "Опыт региона в сфере госзакупок по достоинству оценили в Минэкономразвития"

24.10.2013

"Московский комсомолец на Алтае" (23.10.2013) "Опыт региона в сфере госзакупок по достоинству оценили в Минэкономразвития"

В рамках проведения информационной кампании по внедрению контрактной системы — ключевого элемента нового федерального закона о госзакупках — в течение двух дней в Барнауле проходил посвященный этой теме семинар. В центре внимания находился ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который вступит в действие с 1 января 2014 года, придя на смену ФЗ № 94.

«Вы обречены тратить по-хозяйски»

Федеральные чиновники решили уйти от традиционной практики, когда подобные семинары сначала проводят в центральной части России, а потом идут на периферию, решив выбрать в качестве площадки для старта информационной кампании по внедрению 44-го закона в «массы» Алтайский край.

Почему Алтай? Потому что именно он с точки зрения развития контрактных отношений показывает очень серьезные результаты, считает директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Кирилл Степанов. «А региональный опыт мы всегда учитываем при подготовке наших актов, потому что мы не можем готовить наши документы в отрыве от регионального опыта. Первые документы, которые мы готовим, направлены на формирование требований и правил для регионов. В частности, для развития региональной и муниципальной системы планирования. Потому что они могут ввести систему планирования раньше, чем это требуется в соответствии с переходными положениями закона», — пояснил он позицию Минэкономразвития.

Кроме того, по его словам, чем богаче регион, тем он меньше заинтересован в развитии системы госзакупок. «У вас же мало ресурсов, вы вынуждены их тратить по-хозяйски, поэтому просто обречены на достижение наилучшего результата», — полагает чиновник министерства.

С ним согласилась и Лидия Никифорова, председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных специалистов по государственному и муниципальному заказам», которая объединяет профессионалов закупочного процесса из 56 регионов. И наш регион, по ее словам, один из наиболее активных участников Гильдии.

«Мы создали экспертный совет регионов по развитию контрактной системы и обратились к губернаторам, и уже более 70 глав регионов направили на работу в экспертный совет своих представителей. Алтайский край был в числе первых», — отметила она. Активность края, его опыт по реализации ряда положений, только заложенных в 44-м законе, очень пригодится другим регионам, полагает председатель правления Гильдии.

Не остался в стороне от дифирамбов опыту Алтая в сфере госзакупок и федеральный инспектор аппарата полпреда президента России в СФО в Алтайском крае Александр Заболотный. Он отметил, в частности, что органы госвласти края и местного самоуправления считаются одними из лучших в России и, безусловно, лучшие в СФО в данной сфере. «Наработанная практика систематизировала работу в данной сфере, позволила экономить значительные бюджетные средства», — полагает он. Характеризуя новый закон, Заболотный подчеркнул, что он имеет очень важное значение в контексте развития государства в целом и всех регионов, в том числе и Алтайского края. «Прошло полгода с того времени, как был принят Федеральный закон № 44. Он призван внедрить единый и прозрачный цикл формирования, размещения госзаказа и исполнения госконтрактов», — отметил он.

Александр Карлин также согласился с тем, что проведение семинара в нашем регионе неслучайно: элементы контрактной системы в крае уже реализованы. К ним относятся централизация размещения заказов, интеграция муниципального заказа в региональную систему закупок, планирование и нормирование приобретаемой заказчиками продукции, ограничение неконкурентных процедур, привлечение общественных организаций к процедурам торгов, подготовка профессиональных кадров. «Эту работу мы вели на протяжении нескольких последних лет», — заявил губернатор.

Кроме того, на протяжении ряда лет край получает высокие оценки рейтинговых агентств, анализирующих организацию госзаказа. Достаточно назвать одну цифру: совокупный объем госзаказов по итогам 2012 года превысил 35 млрд рублей, это свыше 40% расходной части консолидированного бюджета. Именно этот показатель, по мнению Карлина, характеризует эффективность публичных закупок в крае.

Охарактеризовав особенности работы по закупкам для госнужд, глава региона назвал актуальные задачи ближайшего времени. По его словам, полноценная реализация контрактной системы в качестве основы предполагает программный бюджет. Если по качеству управления финансами край входит в число регионов «с высоким качеством управления бюджетом», то в отношении элементов программного бюджетирования «нам предстоит в ближайшие два года проделать большую работу».

С 1 января 2014 года ФЗ № 44 вступит в силу, как бы кто его, по словам губернатора, «не хаял». «Это стало национальным увлечением: ругать принятые законы, а не искать причину в себе. Потом мы с удивлением разводим руками и говорим: опять закон в полной мере не работает», — отметил Карлин.

Он сравнил новый закон с ребеночком из родильного дома, которого еще не успели достать из одеяла, а уже начали «костерить со всех сторон: и разрез глаз не тот, и кричит не тем голосом, и волосенки непонятного цвета». «Но давайте относиться более серьезно и обстоятельно к федеральным законам, идущим по своей легитимности и силе на втором месте после Конституции. Тем более что нам, вероятно, предстоит работать по 44-му закону еще больше, чем по 94-му», — призвал губернатор.

«Мы — не боги»

Кирилл Степанов, углубляясь в суть закона, заявил, что «мы не боги и не лишены ошибок в какой-то части». «Это закон, который содержит значительное количество абсолютно новых положений. И, когда мы их внедряли, мы базировались не столько на опыте, поскольку опыта как такового не было, сколько на предыдущих практиках, в том числе и международных, и лучших практиках наших отдельных организаций корпоративного сектора», — пояснил он.

Он не исключил, что в дальнейшем предстоит еще большая работа по уточнению и совершенствованию законодательства о контрактной системе. Между тем, утверждает г-н Степанов, задел заложен «очень правильный». Ключевые позиции закона направлены, по его словам, на создание инструментов, позволяющих заказчикам более гибко строить свой закупочный прогресс, учитывать изменяющиеся условия рынка и подбирать нужные в данный момент механизмы реализации поставленных задач.

Значение оптимизации системы госзакупок трудно переоценить, считает Степанов. По его данным, по итогам 2012 года в России заключено контрактов на 8,4 трлн рублей, это 13,4% ВВП страны. И крайне важно, насколько эффективно работает система, которая распределяет такие колоссальные ресурсы.

Закон № 44 направлен на предоставление государству или конкретно заказчику набора инструментов, который позволяет закупать качественный товар. «Улучшение качества, отход от формализации процедур и перенос внимания на достижение конечной цели — ключевая задача», — подчеркнул чиновник Минэкономразвития. Безусловно, согласился он, есть и другие важные цели: и развитие добросовестной конкуренции, и прозрачность государственных закупок, и борьба с коррупцией. Но все они тем не менее служат достижению главной цели, о которой сказано выше.

По словам Степанова, и у Минэкономразвития, и у регионов впереди еще очень много работы. Нужно принять большое количество подзаконных актов, чтобы реализовать в полной мере все нормы, заложенные в 44-м законе.

Но существенная часть этой работы уже выполнена. В частности, установлен порог цены контракта, при достижении которого поставщик обязан предоставить заказчику сведения о своих выгодоприобретателях, исполнителях и субподрядчиках — для регионов это 100 млн рублей; определен порядок размещения информации на официальном сайте до ввода в эксплуатацию единой информационной системы; уточнены требования к условиям энергосервисных контрактов, к определению начальной максимальной цены таких контрактов и др.

В числе прочих приказом Минэкономразвития утверждены методические рекомендации по определению начальных цен контрактов; определены особенности размещения планов-графиков на переходный период; установлен порядок согласования проведения закрытых способов определения поставщиков; порядок согласования закупок у единственного поставщика. Определен также порядок общественного обсуждения крупных, миллиардных закупок.

Ряд важнейших подзаконных актов находится сейчас на рассмотрении в Правительстве РФ. Это в первую очередь правила оценки заявок участников конкурса; перечень товаров, работ и услуг, по которым заказчик обязан проводить электронный аукцион; правила формирования перечня лекарственных средств; стандарты банковских гарантий в связи с усилением требований к финансовому обеспечению исполнения контрактов. «Мы рассчитываем на то, что новый механизм финансового обеспечения исполнения контрактов наконец позволит в большей степени повышать ответственность потенциальных поставщиков», — отметил Кирилл Степанов.

И, наконец, он подтвердил, что Минэкономразвития практически подготовило к внесению в Правительство РФ пакет требований к формированию, проведению и утверждению плана закупок, а также планов-графиков закупок для субъектов РФ и муниципальных нужд. «Это стандарт, который мы предлагаем использовать. Естественно, более детальные правила будут установлены на региональном и муниципальном уровне. Вы лучше знаете свои системы, вам и карты в руки: вам будет понятно, как реализовать данный проект», — подчеркнул Степанов.

Ключевые слова — контрактная система

Вице-президент, председатель комитета по государственному заказу и развитию предпринимательства межрегиональной общественной организации «Московская ассоциация предпринимателей» Андрей Садофьев, оценивая новый закон, пояснил «МК», что его ключевое отличие от ФЗ № 94 в том, что благодаря такой важной составляющей, как планирование, бизнесмены будут знать заранее, а не, допустим, за месяц до объявления торгов, «что будет закупать заказчик, готовы ли они к этим закупкам».

Большое внимание, по его мнению, будет уделяться критериям оценки участников конкурсных процедур. «Все зависит от профессионализма заказчика: очень важно, чтобы он умел правильно составить заявку, от чего напрямую зависит результат эффективного распределения бюджетных средств», — полагает Садофьев.

Ключевые слова в законе — контрактная система, потому что они объединяют все: планирование, размещение, контроль и исполнение. Новый закон подразумевает контроль за всеми этапами и оценку результата. Теперь у каждого заказчика или уполномоченного органа должен быть контрактный управляющий, который будет контролировать весь цикл от начала до конца, начиная от процедуры конкурса, но без вмешательства в работу конкурсной комиссии, чтобы исключить коррупционную составляющую.

На семинаре выступили ключевые сотрудники департаментов Минэкономразвития РФ, которые более подробно рассказали про отдельные аспекты 44-го закона: про формирование контрактных служб, комиссий по осуществлению закупок, их централизацию; определение начальных и максимальных цен; планирование и многие другие тонкости, без знания которых с началом 2014 года будет невозможно проведение аукционов на размещение госзаказов, равно как и участие в них.