RSS - рассылка "Местное самоуправление на Алтае" № 3 (60) , март 2014 г. Михаил Щетинин: "Инвестиции – основа развития экономики"

11.03.2014

"Местное самоуправление на Алтае" № 3 (60) , март 2014 г. Михаил Щетинин: "Инвестиции – основа развития экономики"

Увеличение объема инвестиций в основной капитал является приоритетным направлением деятельности краевой Администрации, муниципалитетов на протяжении всех последних лет.

В середине февраля состоялось первое заседание экспертного совета по улучшению инвестиционного климата в Алтайском крае под руководством Губернатора Александра Карлина.

На заседании были рассмотрены итоги привлечения инвестиций в 2013 году, результаты мероприятий по созданию благоприятного делового климата, поставлены задачи на текущий год. Губернатор подчеркнул, что экспертный совет должен стать площадкой для накопления и распространения позитивного опыта работы с инвесторами, предложений по улучшению инвестиционного климата.

По итогам 2013 года, в крае достигнут прирост инвестиций в основной капитал на уровне 4,2%. Общий объем инвестиций в основной капитал в денежном эквиваленте составил 92,9 млрд. руб. против 83,8 млрд. руб. в 2012 году. Рост наблюдался в базовых отраслях – энергетике, транспорте, заметно возросла инвестиционная активность в добывающем секторе и сфере туризма. Это произошло на фоне снижения объемов инвестиций в основной капитал в целом по России. За последние четыре года среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал в крае составляет 11,5% при среднероссийском 5,2%.

Одной из знаковых тенденций прошедшего года стало продолжение роста инвестиций в основной капитал по кругу малых и средних предприятий. За последние 8 лет целый ряд компаний смогли благодаря грамотной политике менеджмента, постоянному обновлению фондов вырасти из малых, почти семейных, фирм до уровня средних и даже крупных предприятий. Именно на этот сегмент направлены меры и институты поддержки инвестиционного процесса – гарантийный фонд, фонд микрозаймов, субсидирование процентных ставок и затрат на приобретение оборудование, центры поддержки предпринимательства и т.д.

Заметно увеличен в 2013 году объем средств, направленных на реализацию государственных форм поддержки: субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам, субсидирование налога на имущество в рамках краевой инвестиционной программы. В 2013 году на 21,3% увеличен объем средств, направленных на субсидирование части банковской процентной ставки по привлеченным кредитам и затрат по уплате налогов, а объем обслуживаемых кредитов, привлеченных на условиях субсидирования части банковской процентной ставки вырос на 42,2% и достиг почти 4 млрд. рублей. Поддержка проектов по данным направлениям оказывается предприятиям, соблюдающим финансовую дисциплину, высокие стандарты труда. Эти предприятия без преувеличения можно назвать лидерами своей отрасли не только в масштабах региона, но и Сибири, да и страны в целом.

Для дальнейшего совершенствования институтов поддержки инвестиционного процесса принят в новой редакции (первое чтение) закон «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае». В числе его главных новелл – серьезные дополнительные меры поддержки инвесторов, такие как, субсидирование части лизинговых платежей, субсидирование части затрат на приобретение высокотехнологичного оборудования, а также гарантии и защита их прав.

В течение 2013 года осуществлялись мероприятия по внедрению Стандарта деятельности органов по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанного Агентством стратегических инициатив по прямому поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина. Органами исполнительной власти края в 2013 году были подготовлены необходимые проекты нормативных правовых актов и ведомственных приказов, которые прошли согласование общественных советов и экспертной группы по внедрению Стандарта на территории края. По состоянию на сегодняшний день экспертной группой признаны выполненными 12 пунктов Стандарта из 15, параллельно данные пункты получат экспертизу Минрегиона России. Все мероприятия Стандарта будут выполнены в сроки, установленные Дорожной картой. В рамках стандарта утверждены Инвестиционная стратегия и Инвестиционная декларация Алтайского края, сформирован план создания необходимой для инвесторов социальной и инженерной инфраструктуры, разработан порядок взаимодействия с инвесторами в режиме «одного окна», создан многоязычный инвестиционный интернет-портал с интегрированной инвестиционной картой региона.

Общий уровень инвестиционного потенциала Алтайского края характеризуется как достаточно высокий и по экспертным оценкам, на протяжении последних 8 лет край входит в список первых 30 инвестиционно-привлекательных субъектов России.

Вместе с тем, для дальнейшего наращивания объемов инвестиций в основной капитал требуется решение целого ряда вопросов.

Необходимо целенаправленно развивать новые индустриальные площадки – промышленные и индустриальные парки. Нужно продолжить работу по развитию инвестиционной площадки в Новоалтайске, в том числе ее инфраструктурному обустройству – строительству объектов энергетики, водоотведения. В перспективе необходимо будет решать вопрос приращения площади новоалтайского индустриального парка. В Барнауле необходимо совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти проработать возможность создания такого парка в северо-западной части города по направлению к аэропорту. В Бийске необходимо последовательно проводить работу по редевелопменту бывшей площадки «Полиэкса», на которой в настоящее время уже осуществляют деятельность целый ряд крупных и средних компаний. Очень перспективные площадки есть в прилегающих к Барнаулу районах – Павловском, Первомайском, Косихинском, а также в Славгороде, Яровом, Рубцовске и других муниципальных образованиях края.

Учитывая высокие затраты на строительство индустриальных парков, представляется обоснованным участие Алтайского края в федеральных программах и проектах по этому направлению. В частности, в I квартале 2014 года Минпромторгом РФ планируется разработать подпрограмму, направленную на развитие индустриальных парков, организовать отбор «пилотных» регионов. В настоящее время Министерством на конкурсной основе для этой работы выбран подрядчик, который будет осуществлять эту работу. Главэкономики совместно с управлением по промышленности и энергетике будет прорабатывать вопросы участия региона в этих мероприятиях, а также взаимодействовать по этим вопросам с ассоциацией индустриальных парков России.

Требуется продолжить более тесное взаимодействие с банками по вопросам реализации инвестиционных проектов, решению вопросов их кредитования. Это направление будет реализовано в рамках заключаемых соглашений о сотрудничестве с крупнейшими системообразующими банками «Внешэкономбанком», ВТБ, Россельхозбанком, Сбербанком. Кроме того, учитывая высокие рейтинги региона по показателям качества исполнения бюджета, можно рассмотреть вопрос более широкого использования механизма государственных гарантий Правительства России при реализации мегапроектов (от 5 млрд. руб.), проводить мероприятия по дальнейшему наращиванию объемов гарантийной поддержки малого и среднего предпринимательства.

В 2013 году мы достаточно продуктивно отрабатывали вопросы сотрудничества с европейскими и азиатскими партнерами по перспективным направлениям развития региона. В 2014 году мы будем получать первые результаты такого сотрудничества. В целом работу по данному направлению необходимо продолжать. В наших планах проведение переговоров с японскими и южно-корейскими партнерами, продолжение диалога с Францией, Италией, Германией и целым рядом других стран.

Жизненно необходимо более широкое внедрение механизмов государственно-частного партнерства. В Алтайском крае есть очень хорошие примеры реализации механизмов ГЧП при заключении соглашений о социально-экономическом сотрудничестве с крупнейшими корпорациями. В частности, ООО «УГМК-Холдинг» выделены средства на реконструкцию дороги «Змеиногорск – Рубцовск – Волчиха – Михайловское – Ключи – Кулунда - Бурла - граница Новосибирской области», всего на реализацию проекта использовано больше 1,6 млрд. руб. В прошедшем году мы с заинтересованными органами исполнительной власти края приступили к составлению реестра проектов, предлагаемых к реализации на принципах ГЧП. Мы совместно со специалистами «Внешэкономбанка» рассматриваем варианты сотрудничества по проектам реконструкции аэропортового хозяйства г. Бийска, строительству детских садов. Также прорабатываются вопросы взаимодействия с другими инвесторами по схеме ГЧП.

С помощью регионального института инвестиционных уполномоченных выстраивается единая система мониторинга инвестиционных проектов территорий и мероприятий, направленных на их продвижение. В настоящее время в нашей базе находятся свыше 700 инвестиционных проектов. К числу новых крупных проектов, заявленных в 2013 году, можно отнести проект «Алтайское мясо» в Троицком районе, строительство маслосырзавода в Калманском районе, завода по производству твердых лекарственных форм со складом готовой продукции в составе фармацевтического комплекса ЗАО «Эвалар» в городе Бийске и ряд других.

Для координации работы по развитию инвестиционных проектов территорий будут продолжены регулярные семинары с участием инвеступолномоченных муниципальных образований. На текущий год также запланировано проведение курсов повышения квалификации служащих и обучение по линии Внешэкономбанка. Кроме того, разрабатываются подробные методические рекомендации по работе с инвестиционным порталом, инвестплощадками и проектами.

В I квартале текущего года завершится разработка муниципального стандарта повышения инвестиционной привлекательности, в котором учтены рекомендации Минрегиона России, Агентства стратегических инициатив, краевой опыт реализации инвестиционной политики, после чего все муниципальные образования Алтайского края начнут мероприятия по внедрению стандарта на своей территории.

Продолжится работа по поиску и поддержке перспективных бизнес-идей. Предложения поступают как в рамках работы инвестиционного портала, так и взаимодействия с инвестиционными уполномоченными, уполномоченными организациями. Запланировано проведение целевого конкурсного отбора на реализацию инвестиционных проектов и бизнес-идей среди предпринимательского сообщества, муниципалитетов. В результате этих мероприятий мы рассчитываем получить ряд новых, нестандартных предложений по развитию территорий.

В настоящее время Главэкономики завершается обработка представленных отчетов и планов краевых и муниципальных инвестиционных уполномоченных, завершается формирование плана первоочередных мероприятий на 2014 год.

Мы прогнозируем, что благодаря сформированному портфелю инвестиционных проектов региона, а также целенаправленной работе органов исполнительной власти края и муниципалитетов объем инвестиций в основной капитал на 2014 год достигнет 100-110 млрд. руб.