RSS - рассылка Доклад начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Михаила Щетинина "О системе размещения государственного заказа в Алтайском крае. Практика интеграции муниципального заказа в региональную систему закупок"

Задачи поддержания и ускорения экономического роста, повышения конкурентоспособности экономики в современных условиях требуют особого внимания, и прежде всего к инструментам государственного регулирования.

Государственные расходы во все времена считались одним из важнейших элементов макроэкономической политики, поскольку входят в число наиболее либеральных рычагов государственного воздействия на экономику. Они не вынуждают хозяйствующих субъектов принимать какие-либо решения, основанные не на самостоятельном экономическом выборе, не нарушают естественного развития рыночных процессов. При этом государственные закупки являются эффективной мерой поддержки экономического развития.

Государственный заказ сегодня – это, своего рода, бизнес-инкубатор. С одной стороны, он обеспечивает гарантированный платежеспособный спрос в ряде секторов экономики и предоставляет бизнесу возможность сохранить производственный потенциал во время кризиса. С другой стороны, выполнение заказов для государственных нужд позволяет вновь появившимся организациям достойно заявить о себе, показать конкурентоспособность своей продукции и вывести ее на рынок.

Вместе с тем, государственный заказ характеризуется комплексной структурой и включает в себя закупки многочисленных государственных институтов, процесс осуществления которых носит разрозненный, хаотичный характер. Для достижения же максимально возможного эффекта любой инструмент, в том числе и экономический, должен применяться целенаправленно, передавая все приложенные к нему усилия и ресурсы в едином направлении.

Именно поэтому формирование централизованной системы размещения заказов для государственных нужд представляется нам наиболее эффективным способом использования этого инструмента социально-экономической политики.

В 2006 году, со вступлением в силу 94-го Федерального закона, Губернатором Алтайского края была поставлена задача централизации размещения государственного заказа в нашем регионе.

В результате 2006–2008 гг. стали для Алтайского края периодом активного реформирования системы размещения государственного и муниципального заказов.

Первым этапом работы управления по централизации заказов стало создание нормативной правовой базы, регулирующей процедурные вопросы в сфере размещения государственного заказа и взаимодействия уполномоченного органа с государственными заказчиками.

В начале 2006 года было разработано и утверждено постановление Администрации края, которым Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края наделялось полномочиями на размещение заказов для всех государственных заказчиков региона по утвержденному перечню товаров, работ и услуг. В указанный перечень первоначально вошли всего 15 наименований: бензин, дизельное топливо, различные виды транспортных средств, уголь, бумага, оргтехника, текстильные изделия, продукты питания, работы по капитальному ремонту зданий и сооружений, услуги охраны, а также обязательное страхование автогражданской ответственности.

На основании заявок, представляемых государственными заказчиками, уполномоченный орган формировал пакет конкурсной или аукционной документации, объединяющий общие потребности заказчиков. Приказом руководителя уполномоченного органа создавалась конкурсная, аукционная или котировочная комиссия, включающая представителей государственных заказчиков, общественных организаций и других ведомств.

Размещение заказов проводилось и проводится уполномоченным органом Алтайского края исключительно на безвозмездной основе, как для заказчиков, так и для поставщиков. При этом контракт с победителем заключает сам заказчик, для которого уполномоченным органом осуществлялось размещение заказа.

В апреле 2006 года были впервые проведены совместные торги на закуп угля для государственных и муниципальных заказчиков на отопительный сезон 2006-2007 годов. В конкурсных процедурах приняли участие 62 муниципальных образования края и 5 государственных заказчиков. Общий объем закупленного угля составил почти 1 млн. тонн, а экономия бюджетных средств превысила 50 млн. рублей. Результаты проведенного размещения заказа показали повышение эффективности закупочных процедур за счет централизации объемов: средняя стоимость тонны угля сложилась ниже уровня предыдущего года, при этом цена была зафиксирована на срок действия контрактов.

Централизованное размещение заказов для государственных и муниципальных нужд потребовало соответствующей организации информационного сопровождения деятельности уполномоченного органа.

С октября 2006 года в крае был введен в эксплуатацию официальный сайт информации о государственном заказе - «Портал государственных закупок Алтайского края». Постановлением Администрации края был утвержден порядок регистрации государственных и муниципальных заказчиков на официальном сайте, а также порядок предоставления информации на официальный сайт. Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края было определено оператором официального сайта, а также органом исполнительной власти Алтайского края, ответственным за техническое и организационное обеспечение его функционирования.

С января 2007 года в крае был организован выпуск газеты «Государственный заказ. Алтай».

Следующим этапом реформ стала полная централизация системы государственного заказа, а также нормативное регламентирование вопросов интеграции в краевую систему госзаказа муниципальных закупок.

В январе 2007 года постановлением Администрации края уполномоченный орган был наделен правами централизации государственного заказа по всей номенклатуре товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных нужд, вне зависимости от стоимости государственного контракта.

Такой подход позволил консолидировать объемы потребности в одном виде товаров, работ и услуг нескольких заказчиков. В результате уменьшилось количество закупочных процедур, приходящихся на одноименные товары, работы, услуги, увеличились объемы закупок, повысился уровень конкуренции среди поставщиков и, как следствие, было обеспечено более эффективное расходование бюджетных средств.

Было решено также продолжить практику проведения совместных торгов на закуп угля для государственных и муниципальных заказчиков.

В целях нормативной регламентации проведения данных процедур в феврале 2007 года принято соответствующее постановление Администрации края. Оно утвердило типовые формы документов, необходимые для проведения совместных торгов, урегулировало порядок взаимодействия основных участников процедуры размещения заказа на поставки угля для государственных и муниципальных нужд Алтайского края на отопительный сезон 2007-2008 годов.

К участию в совместных торгах было привлечено также управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, которое осуществляло предварительное согласование объемов угля, закупаемого муниципальными образованиями.

Опыт практической реализации указанного постановления был положен в основу разработки нормативного правового акта, регламентирующего заключение уполномоченным органом долгосрочных соглашений со всеми муниципальными районами и городскими округами Алтайского края о проведении совместных торгов в соответствии с утвержденным перечнем товаров, работ и услуг. Соответствующее постановление Администрации края было принято в сентябре 2007 г. В перечень для совместных торгов вошли объекты краевой адресной инвестиционной программы, программы газификации региона, подрядные и строительные работы, поставка угля, автотранспортных средств, мебели, продуктов питания, а также оборудования для учреждений образования и здравоохранения.

В 2008 году в совместных открытых торгах, проводимых уполномоченным органом, приняли участие 50 муниципальных районов и 10 городских округов Алтайского края. При этом объем размещенных уполномоченным органом заказов для нужд муниципальных образований края составил около 4 млрд. рублей.

Централизация муниципальных закупок и интеграция их в систему госзаказа позволили значительно увеличить открытость и прозрачность процесса размещения муниципального заказа. Если раньше в его размещении зачастую принимал участие только один местный поставщик, то совместные торги привлекли участников, зарегистрированных на территории не только Алтайского края, но и других регионов России. Такой уровень конкуренции не мог не сказаться на показателе эффективности размещения муниципальных заказов путем проведения торгов, который составил в 2008 г. 6,2%.

Текущей задачей уполномоченного органа является комплексная автоматизация управления централизованными государственными и муниципальными закупками.

Одним из первых регионов СФО, еще в марте 2007 года, Алтайский край ввел в эксплуатацию автоматизированную информационную систему «Электронная торговая площадка для государственных и муниципальных нужд Алтайского края», что позволило расширить географию участников, упростить и ускорить процесс размещения государственного заказа. Оператором системы было также определено Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.

В целях нормативного обеспечения деятельности площадки постановлениями Администрации края были утверждены порядок проведения аукционов в электронной форме, а также порядок организации выдачи и отзыва сертификатов ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц органов исполнительной власти Алтайского края.

Следующим шагом в развитии автоматизированной информационной системы должен стать ввод в эксплуатацию новой версии программного обеспечения «Портал государственных закупок Алтайского края». Она позволит использовать электронный документооборот и автоматизировать типовые процессы при планировании и размещении заказов для нужд Алтайского края, обеспечив повышение производительности системы и снижение трудозатрат специалистов уполномоченного органа при проведении закупок.

Таким образом, за 3 года реализации 94-го федерального закона, в Алтайском крае удалось достичь значительных результатов по оптимизации системы размещения заказов, обеспечению эффективности расходования бюджетных средств, внедрению новых современных инструментов размещения заказов.

По итогам 2008 года уполномоченным органом размещено заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд на сумму 13 млрд. рублей, что в 10 раз превысило уровень 2006 года и почти в 2 раза - уровень 2007 года. При этом общая экономия бюджетных средств составила 525 млн. рублей.

Одним из достижений уполномоченного органа мы считаем также существенное изменение в 2008 г. структуры закупок в пользу аукционных торгов. Путем проведения открытых аукционов и аукционов в электронной форме было размещено свыше 94% заказов, против 20% - в 2007 г.

Обеспечение столь высокой доли размещения заказа посредством аукционных процедур стало одной из гарантий прозрачности и открытости государственных закупок товаров, работ и услуг в Алтайском крае. Расширение возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов привело к существенному увеличению количества участников закупочных процедур, число которых в 2008 г. достигло почти 9 тыс.

Деятельность уполномоченного органа была высоко оценена на общероссийском уровне. По результатам подведения итогов «Национального рейтинга прозрачности закупок», реализуемого при поддержке Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы России, в мае 2009 г. Алтайский край получил высшую оценку среди региональных заказчиков – «гарантированная прозрачность» и занял второе место после столицы России.

В текущем году структура размещения государственного заказа в крае еще более повысила свою прозрачность: удельный вес заказов, размещенных посредством процедур, которые используют исключительно ценовой критерий определения победителей, не уменьшился и достиг почти 95%, при этом более 57% от общего количества состоявшихся лотов было размещено путем проведения электронных аукционов.

Одним из главных итогов проделанной работы является то, что организации и предприниматели поверили в открытость и доступность торгов, проводимых уполномоченным органом. Профессиональный, высококачественный уровень подготовки и проведения торгов, единый подход к формированию конкурсной и аукционной документации, установление простых и ясных правил для участия и однозначных требований к оформлению заявок обеспечивают последовательный и значительный рост числа участников размещения заказов для нужд Алтайского края и расширение географии поставок.

Заявки на участие в торгах и запросах котировок по итогам 9 месяцев т.г. поданы от 8,8 тыс. хозяйствующих субъектов. В результате количество участников в одной закупочной процедуре возросло в 1,6-1,9 раза к соответствующему периоду 2008 г. практически по всем способам размещения заказа.

За 9 месяцев т.г. уполномоченным органом размещено заказов на 7,6 млрд. рублей. Прозрачность и открытость проводимых закупочных процедур заметно отражаются на эффективности размещенных заказов, которая составила 6,6%.

Экономия бюджетных средств с начала года достигла 536 млн. рублей, в 1,5 раза превысив уровень соответствующего периода 2008 г.

Принимая во внимание, что значительная доля государственных закупок традиционно представлена товарами и услугами, необходимыми для обеспечения потребностей социальной сферы, эффективная система госзаказа существенно способствует качественному решению социально-экономических вопросов и реализации общегосударственных задач.

С одной стороны, мы стараемся экономно использовать бюджетные средства, решая при этом максимум социальных задач и обеспечивая выполнение функций публичной власти.

С другой стороны, мы эти задачи решаем таким образом, чтобы стимулировать наиболее значимые, важные для нас сегменты экономики региона.

В частности, этому способствует последовательное расширение инвестиционной компоненты государственных и муниципальных заказов. Так, согласно последним данным Алтайкрайстата в I полугодии т.г. доля инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств в Алтайском крае выросла в 1,3 раза по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и составила почти пятую часть общего объема инвестиций в основной капитал.

Государственный заказ превращается в один из основополагающих инструментов, направленных на смягчение и преодоление последствий экономического кризиса, и успешно справляется с поставленной задачей. Экономика Алтайского края по итогам 8 месяцев т.г. показывает более высокую устойчивость, опережающая на 3-5 процентных пункта динамику общероссийских показателей и в промышленности, и в сельском хозяйстве, и на рынке платных услуг.

Кроме того, централизация системы госзаказа позволяет нам целенаправленно предоставлять максимальные объемы преференций товарам российского происхождения и преимущества субъектам малого предпринимательства.

Таким образом, функционирующая в Алтайском крае система государственных закупок не только своевременно и эффективно обеспечивает потребности края в качественных товарах, работах и услугах, необходимых для полноценного выполнения органами власти своих государственных функций и обязанностей по отношению к населению, но и служит мощным стимулом для развития экономики региона.

Централизация обеспечивает высокое доверие производителей и поставщиков к государственному заказу, способствует расширению круга участников, развитию в крае конкурентной среды и производству конкурентоспособной продукции, а, следовательно, обеспечивает максимально эффективное использование бюджетных средств.

Мы уверены, что выбрали правильное направление региональной политики в сфере размещения государственного и муниципального заказа, и подтверждением этого является соответствующая оценка деятельности Администрации Алтайского края на федеральном уровне.