RSS - рассылка Официальные выступления и заявления

О Законе Алтайского края «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» от 7 сентября 2009 года № 62-ЗС

Обеспечение устойчивого социально-экономического развития региона неразрывно связано с формированием новых механизмов привлечения инвестиций и созданием благоприятных условий для разработки и внедрения современных технологий в производство. В качестве одного из таких механизмов предлагается создание полюсов инновационного развития.

В основе идеи полюсов развития лежит представление о ведущей роли конкурентоспособных видов экономической деятельности, создающих новые товары и услуги. Территории, где расположены такие предприятия, становятся полюсами притяжения факторов производства, поскольку обеспечивают наиболее эффективное их использование. Это приводит к концентрации производства и формированию полюсов развития.

Полюс инновационного развития это территориально обособленный комплекс взаимосвязанных производств, научно-исследовательских подразделений и обслуживающих центров, динамичный рост и инновационная активность которых создают условия для интенсивного развития окружающего экономического пространства.

Однако в качестве полюсов развития можно рассматривать не только совокупности предприятий конкурентоспособных видов экономической деятельности, но и конкретные территории, выполняющие в экономике региона функцию источника инноваций.

Теоретические положения о полюсах развития используются во многих странах при разработке экономических стратегий и по-разному приспосабливаются в зависимости от уровня развития территорий.

Например, во Франции, Нидерландах, Великобритании, Германии формирование полюсов развития происходило в результате модернизации и реструктуризации промышленных и аграрных территорий путем создания инновационных производств с объектами инженерной и социальной инфраструктуры.

В российской практике идеи полюсов развития реализуются в создании особых экономических зон, наукоградов, кластеров, технопарков, бизнес-инкубаторов, центров коллективного пользования оборудованием, и.т.д.

Целью формирования полюсов инновационного развития в Алтайском крае является повышение эффективности использования потенциальных возможностей муниципальных образований, содействие занятости и росту качества жизни населения посредством создания новых и развития традиционных секторов экономики Алтайского края на инновационной основе.

Полюса инновационного развития формируются на конкурсной основе посредством строительства новых производств или развития застроенных территорий. Инициатива может исходить от органов исполнительной власти Алтайского края, органов местного самоуправления и заинтересованных хозяйствующих субъектов, являющихся собственниками, владельцами, пользователями земельного участка, предлагаемого для формирования полюса инновационного развития.

Управление полюсами осуществляет уполномоченный Администрацией края орган исполнительной власти в соответствии с его отраслевой принадлежностью.

Основой функционирования полюса является Соглашение о взаимодействии, заключаемое Администрацией края и инициатором, в котором отражаются:

1) цели формирования полюса инновационного развития и предполагаемые виды деятельности резидентов;

2) план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения полюса инновационного развития и прилегающей к нему территории;

3) объемы и сроки вложения инвестиций в формирование полюса инновационного развития;

4) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств краевого бюджета, в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения полюса инновационного развития и прилегающей к нему территории;

5) меры поддержки, предоставляемые органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления резидентам.

Резидентом полюса признается хозяйствующий субъект, зарегистрированный в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположен полюс инновационного развития, и заключивший с уполномоченным органом договор об осуществлении деятельности на территории полюса инновационного развития.

В соответствии с договором резидент обязуется инвестировать средства в реализацию инновационного проекта, плана обустройства и соответствующего материально-технического оснащения полюса инновационного развития.

Будущих резидентов главным образом будут интересовать формы государственной поддержки. К ним относятся:

1) предоставление бюджетных инвестиций на строительство объектов внешней инженерной и транспортной инфраструктуры, направленных на обеспечение функционирования полюса инновационного развития, перечень которых устанавливается соглашением о взаимодействии;

2) установление льготных ставок арендной платы за предоставленные резиденту земельные участки, находящиеся в собственности Алтайского края, либо земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена;

3) предоставление государственных гарантий Алтайского края;

4) субсидирование за счет средств краевого бюджета части банковской процентной ставки по кредитам, привлекаемым резидентами на реализацию инновационных проектов;

5) субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на прибыль резидентов;

6) субсидирование за счет средств краевого бюджета налога на имущество резидентов;

7) субсидирование за счет средств краевого бюджета части процентной ставки по корпоративным облигационным займам на финансовом рынке, привлекаемым резидентами на реализацию инновационных проектов.

 Резиденту может быть предоставлено одновременно несколько форм государственной поддержки. Органы местного самоуправления вправе предоставлять резидентам собственные меры поддержки.

Разрабатывая данный законопроект, мы опирались на нормативную базу других регионов, например:

Закон Липецкой области «Об особых экономических зонах регионального уровня»;

Закон Республики Бурятия «О зонах экономического благоприятствования в Республике Бурятия»;

Закон Республики Северная Осетия-Алания «О зонах приоритетного экономического развития в Республике Северная Осетия-Алания»;

Закон Ростовской области «О территориях интенсивного экономического развития в Ростовской области»;

Закон Московской области «О промышленных округах в Московской области».

Однако понятие «полюс инновационного развития» предлагаемое нами, по сравнению с применяемыми в других регионах, существенно расширяет круг хозяйствующих субъектов, которым может быть предоставлена государственная поддержка.

Сегодня в Алтайском крае последовательно реализуется ряд проектов федерального и межрегионального уровней. Создаются особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь» и игорная зона «Сибирская монета», в статусе наукограда развивается г. Бийск, в рамках реализации проекта «Комплексное развитие Алтайского Приобья» функционирует биофармацевтический кластер, создается кластер сельхозмашиностроения и агротехнопарк. Вместе с тем, развитие и продвижение этих инициатив сдерживается из-за отсутствия законодательной базы на региональном уровне. В этой связи, мы полагаем, что актуальность Закона «О полюсах инновационного развития в Алтайском крае» не вызывает сомнений.


Дата:  01.12.2009 12:26:00
Место:  5-я Межрегиональная конференция с международным участием «Механизмы повышения эффективности инновационной деятельности региона»