RSS - рассылка Типичные заблуждения относительно ВТО

Неправильное представление о том, как функционирует Всемирная торговая организация часто вызывает критику данной организации и ее многосторонней торговой системы. Основные критические замечания заключаются в следующем:

ВТО диктует свою политику
Данное мнение ошибочно, поскольку все условия соглашений, подписываемых государствами-членами ВТО, тщательно обговариваются в ходе переговоров. Механизм принуждения может использоваться лишь в случае отхода члена от выполнения своих обязательств, возникновения торгового спора и вынесения его в ВТО. Тогда Орган по разрешению споров, в состав которого входят все страны-члены, принимает по нему решение путем утверждения выводов, сделанных группой экспертов по разрешению споров или итогов рассмотрения апелляции. Это решение носит узкий характер и представляет собой суждение относительно того, нарушило ли правительство какое-либо соглашение ВТО. Если член ВТО, нарушивший обязательства, не намерен исправлять ситуацию, он может столкнуться с ответными действиями, которые будут санкционированы ВТО. Таким образом, ВТО не диктует политику своим членам; напротив, ее участники формируют политику организации.

Вступление в ВТО ведет к потере суверенитета участников
ВТО ничем не отличается от других международных организаций, которые не предполагают делегирования какой-либо части национального суверенитета наднациональным международным органам. В этом ее отличие от организаций интеграционного типа, таких как Европейский или Таможенный Союз. Круг ведения ВТО гораздо уже, чем представление о нем в общественном мнении. ВТО не регулирует отношения собственности, макроэкономическую, структурную, антимонопольную политику, политику валютного курса, бюджетные отношения, режим инвестиций (за исключением инвестиций в сектора услуг, а также торговых мер, связанных с инвестициями); она не вмешивается в вопросы обороны и безопасности. Условия участия во Всемирной торговой организации не препятствуют государству реализовать свое суверенное право на выход из соглашения тогда, когда оно сочтет это нужным.

ВТО игнорирует развитие, делая торговлю приоритетной
Одной из основных целей создания ВТО было достижение устойчивого развития посредством либерализации торговой политики государств-членов ВТО. Не смотря на то, что снижение протекционистских барьеров и улучшение хода торговли между странами-членами является одним из принципиальных вопросов в рамках ВТО, нельзя не отметить и не менее важные вопросы – стабильность, предсказуемость и прозрачность условий торговли.

Коммерческие интересы в ВТО более приоритетны, чем защита окружающей среды
Данное мнение ошибочно. В этой связи, необходимо вспомнить вводную часть Марракешского соглашения о создании ВТО, где перечисляются такие условия для достижения поставленных целей в рамках ВТО, как целесообразность использования мировых ресурсов в соответствии с целями устойчивого развития и стремление содействовать защите и сохранению окружающей среды. Кроме того, статья 20 Генерального соглашения по тарифам и торговле гласит, что государства-участники данного соглашения имеют право принимать меры в целях защиты жизни и здоровья граждан, животных и растений, а также для сохранения истощаемых природных ресурсов. Особое внимание задачам защиты окружающей среды уделяется в соглашениях ВТО, касающихся стандартов на продукцию, безопасности пищевых продуктов, защиты прав интеллектуальной собственности и т.д. Для защиты окружающей среды разрешены субсидии. Установление международных норм и правил по защите окружающей среды - задача специализированных международных агентств и конвенций, а не непосредственно Всемирной торговой организации. Однако до сих пор документы ВТО и международные соглашения по защите окружающей среды не вступали в противоречие друг с другом, напротив, в них существуют частичные совпадения (к примеру, в соглашениях по вопросам ограничений импорта и др.)

ВТО – инструмент лоббирования
Такая точка зрения связана с неправильным представлением о членстве во Всемирной торговой организации. Членами ВТО являются и могут быть отдельные страны, а не представители частного сектора или негосударственных организаций, которые не могут принимать участия на заседаниях ВТО, за исключением специальных семинаров и симпозиумов.

ВТО – недемократичная организация
Данное мнение также ошибочно, поскольку решения принимаются лишь при достижении полного консенсуса, т.е. при согласии всех участников, без единого голоса «против». Принятые соглашения ратифицируются в парламентах стран-участниц. Таким образом, механизм ВТО обеспечивает равные возможности для правительств всех стран-участниц.

Членство в ВТО – вынужденная мера для развивающихся стран
Развивающие страны подобно развитым странам-членам ВТО присоединяются к данной организации из-за ее принципов прозрачности и не дискриминации. Присоединяясь к ВТО, даже небольшая страна автоматически пользуется всеми гарантированными преимуществами членства. Альтернативой присоединению могли бы быть переговоры по двусторонним соглашениям с каждым торговым партнером, однако для этого правительствам понадобилось бы больше средств, что является серьезной проблемой для небольших стран. Кроме того, их переговорные возможности в двусторонних переговорах слабее, чем они могли бы быть в ВТО, где страны объединяются в союзы с другими государствами, с которыми у них есть общие интересы.

ВТО ведет к закрытию предприятий и росту безработицы
Напротив. Способствуя экономическому росту, торговля является мощным рычагом для создания новых рабочих мест и сокращения бедности. Однако ВТО не отрицает риск закрытия ряда предприятий и нарастания безработицы в результате наплыва более дешевого импорта. При этом необходимо помнить, что закрываются в основном неконкурентоспособные предприятия, чья продукция не может конкурировать с импортируемым товаром по цене и качеству. Необходимо понимать, что требуется определенный период адаптации для решения проблем потери рабочих мест. При понижении торговых барьеров производители, которые раньше были защищены, сталкиваются с большей конкуренцией, и эффективность их приспособления к новым условиям становится жизненно важной. Проблема приспособления производителей к существованию в условиях свободной торговли решается в ВТО несколькими путями:
  1. Либерализация в рамках ВТО проводится путем переговоров, и когда страны чувствуют, что определенные изменения существующих мер защиты неприемлемы, они могут продолжать препятствовать требованиям открытия соответствующих секторов своих рынков.
  2. Либерализация рынков согласно уже достигнутым договоренностям осуществляется постепенно, что дает странам время на необходимую адаптацию. Соглашения также позволяют странам предпринимать ограничительные меры против импорта, который наносит особый вред отечественной экономике, такие как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры.
  3. Кроме того, анализ исключительно импорта товаров искажает картину. В развитых странах 70% экономической деятельности – это услуги, где иностранная конкуренция влияет на рабочие места по-другому: если, к примеру, телекоммуникационная компания открывает бизнес в стране, она в большинстве случаев нанимает на работу местный персонал. 
Ухудшение наполняемости бюджета государств-членов ВТО
Как известно, таможенные пошлины, составляющие часть государственного бюджета, при смягчении таможенного режима в связи с вступлением в ВТО сокращаются. Однако ухудшение наполняемости бюджета не происходит, поскольку увеличившийся объем импорта способен компенсировать снижение пошлин.